Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" октябрь 2003 № 13 (94)

Головокружение от успехов*

Итоги сезона

Уходящий сезон большинство участников рынка оценивают как удовлетворительный, но не оправдавший надежд, которые на него возлагались.
С высоких трибун говорили о «переориентировании туристических потоков» в связи политической ситуацией в мире. К сожалению, этого не произошло. Конкуренты действовали гораздо уверенней: они умело лавировали ценами, не экономили на рекламе. На ведущих же крымских курортах цены не снижаются. Создается впечатление, что директора санаториев уверены, что курортники, истосковавшиеся по морю и солнцу, приедут в любом случае.
Зато частный сектор развивается активно и целенаправленно. Владельцы не скупятся вкладывать деньги в инфраструктуру, строят небольшие отели с подлинно европейским уровнем сервиса. Можно утверждать, что это и есть реальные инвестиции в курортную инфраструктуру.
Впрочем, частник частнику рознь. «В прошлом году в Крыму отдохнуло свыше четырех миллионов человек, - говорит Евгений Михайлов, председатель Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по рекреационному, санаторно-курортному комплексам и туризму. – Санаторно-курортный комплекс дал доходов в бюджет чуть больше ста миллионов гривен. А где же остальные доходы от трех миллионов отдыхающих? Их нет! Значит, эта часть доходов осталась в тени».
Июнь был традиционно недозагружен в силу того, что дети еще сдавали экзамены, а в июле температура воды в море упала до 9 градусов и начались затяжные дожди.
Между тем, и та, и другая проблема решаемы. Чтобы дети могли приехать на отдых в июне, сроки учебного года давно пора перенести. Что касается холодного моря, то в выигрыше оказались здравницы, имеющие бассейны. Их можно и нужно строить, таково веление и меняющегося климата, и новых стандартов отдыха.
На фоне крымского скепсиса слышны оптимистичные мнения российских туроператоров. «Прошедшее лето выдалось удачным для отдыха на Черном море, - пишет московская газета «Туринфо». – Большинство участников рынка расценивают спрос на отдых в Крыму либо как равный прошлогоднему, либо увеличившийся на 10 – 20 %. Одним из факторов этого роста называют исключительно паршивую московскую погоду. Но основная причина успеха все-таки другая: на фоне удорожания путевок в страны еврозоны стоимость отдыха на Черном море не изменилась, а по Крыму в долларовом выражении кое-где даже чуть-чуть снизилась».
* Название статьи И.В.Сталина


Владимир РАЕНКО, первый заместитель председателя Совета министров Крыма :
Природа и экономика дают нам шанс для рывка вперед

Нынешнее лето, думаю, запомнится погодными катаклизмами: затяжными дождями и холодным морем. Поскольку в этой ситуации претензии предъявлять можно только в небесную канцелярию, попробуем извлечь из этого ряд выводов.
Главный – пришла пора серьезно заняться улучшением инфраструктуры баз размещения. В первую очередь, построить бассейны. «Это неоправданно дорого», - может возразить мне руководитель здравницы. Думаю, строительство бассейна - это не так дорого, как может показаться, и, как выясняется, вполне оправданно.
И вообще, что значит – дорого? Подавляющее большинство крымских здравниц - акционерные общества, в уставах которых четко записано о наиглавнейшей цели предприятия – получать прибыль. Как показывает практика, получить ее можно только благодаря эффективным и современным методам управления. А для этого надо привлекать инвестиции и стремиться к уровню европейского стандарта. Бассейн, кстати, этим стандартом предусмотрен.
Актуальность привлечения инвестиций – второй вывод из лета нынешнего года. На мой взгляд, в настоящее время в республике сложилась исключительно благоприятная ситуация в вопросах купли-продажи земли. Коммерческая цена одного квадратного метра земли на Южном берегу уже соответствует уровню цен в Москве. И Крым сразу вызвал пристальный интерес со стороны киевских и московских банков, крупных корпораций, имеющих большой оборот капитала. То есть появился спрос на землю (вспомните 1994-1997 годы, когда вообще никому ничего не надо было, кроме как задаром, что, в общем-то, и практиковалось).
У Крыма появилась возможность воспользоваться ажиотажным спросом на рынке земли и создавать благоприятные условия для инвесторов на уровне правительства автономии и парламента республики. По подсчетам Министерства экономики Крыма, потенциал республики огромен: десятки миллиардов долларов могут работать одновременно на его благо в самых различных сферах.
Думаю, вопросы и перспективы развития инвестиционно привлекательного климата в Крыму будут рассмотрены в ближайшее время. При Министерстве экономики автономии создан Фонд развития инвестиций, за которым мне видится большое будущее. В настоящее время создается еще четыре региональных фонда – в Алуште, Ялте, Феодосии и Бахчисарае. Пока это пилотные проекты, которые поддерживает Международная программа ТАСИС. Думаю, что со временем такие фонды появятся и в других городах.

Александр ТАРЯНИК, министр курортов и туризма Крыма:
Мы никак не можем освоить того, что дано нам природой

- Александр Иванович, в нынешнем году Всемирный день туризма отмечается под лозунгом «Туризм – мощный фактор борьбы с бедностью, создания рабочих мест и обеспечения социальной гармонии».
- Действительно, ни одна отрасль не создает так быстро рабочие места, как туризм. Вот простой пример. Для того, чтобы создать рабочие места на каком-либо предприятии, заводе, например, его нужно сначала построить. В туризме же все создано матушкой-природой – леса, горы, море… Пожалуйста, приезжай, получай впечатления, путешествуй. Но без обслуживающего персонала не обойтись: нужны транспортные услуги, размещение, питание, развлечения и так далее. Так что количество приезжающих к нам на отдых прямо пропорционально количеству рабочих мест. И в курортный сезон проблема занятости практически отсутствует. А в межсезонье и зимой, когда полуостров пустеет, многие остаются без работы. Вот почему перед работниками курортно-туристической отрасли в числе первостепенных стоит вопрос круглогодичной работы здравниц.
- Каковы особенности нынешнего курортного лета?
- В отличие от предыдущих, не наблюдалось откровенно черных пиаровских компаний в России. Возможно, это результат постоянных пресс-туров, которые Министерство курортов и туризма традиционно проводит накануне лета с участием в них преимущественно российских СМИ. Россиян, кстати, приехало в этом году больше, чем в прошлом.
Однако подкачала погода: вода в море в июле была холодной. Если бы наши базы размещения имели бассейны, то вряд ли бы гостей испугало холодное море.
- Природные факторы повлияли на итоги сезона?
- Конечно, и очень существенно. Люди узнавали, что море холодное – и отправлялись искать лучшие места для отдыха.
- Но истинные патриоты в Крым все-таки приехали…
- В этом году подсчет отдыхающих проводился по двум методикам – старой (по пассажиропотоку) и новой, предложенной Крымской академией природоохранного и курортного строительства. По старой методике в Крыму побывало 4,6 миллиона человек, а по новой – 3,9. Думаю, что в среднем к концу года будет 4,2 миллиона человек. Это примерно на уровне прошлого года, большего вряд ли можно ожидать.
- Насколько привлекателен Крым для инвесторов?
- Приведу такой пример. Общаясь с министром одной из среднеазиатских республик и приглашая его к сотрудничеству с Крымом, в ответ услышал следующее: «Если попрошу у вас два гектара земли, то бьюсь об заклад, что ничего не получу. Вы и цены ей не сложите, и закона под сделку не найдете. А в Турции всем среднеазиатским республикам выделили по 5 гектаров земли бесплатно». В то же время, российский капитал все в больших объемах вкладывается в крымскую экономику.
Так почему бы, предположим, не отдать в аренду на 99 лет земли от Алушты до Судака, Черноморский и Ленинский районы российским инвесторам? Сами мы их освоить не можем, так почему бы ни распорядиться этим добром по-хозяйски? Ведь будут подведены все коммуникации, построены объекты инфраструктуры. Крым получал бы налоги и опять же, возвращаясь к теме нашего разговора – рабочие места. То есть были бы условия для развития той самой социальной гармонии, о которой говорится в лозунге Всемирного дня туризма.

Владимир Сегеда, директор фирмы «Кенеш» (Симферополь):
Рамки курортного сезона катастрофически сжимаются

Я недоволен прошедшим высоким сезоном. Причем, внезапно похолодавшее море и затяжные дожди – факторы, на мой взгляд, существенные, но не главные.
В туристическом бизнесе существуют определенные технологии, которые требуется соблюдать неукоснительно. К сожалению, они постоянно нарушаются.
Планомерная рекламная кампания Крыма никак не может реализоваться. В связи с этим 80 % старшеклассников московских школ считают, что Крым – это название отеля на Кипре или района в Турции. Более того, количество российских детей, приезжающих в к нам на отдых, по сравнению с прошлым годом резко уменьшилось. Это объясняется непомерными ценами, которые несравнимы с аналогичными условиями отдыха в других курортных регионах.
Проблема, которая приобретает все большую остроту – стиль работы руководителей здравниц. Значительное их количество руководит своими базами еще с советских времен, и, по большому счету, имеет весьма отдаленное представление о туристическом бизнесе. Санатории ветшают, а владельцы баз размещения не стремятся вкладывать деньги в их реконструкцию. Есть, конечно, положительные примеры, последние годы в Крыму построены несколько современных пансионатов, руководители которых отлично ориентируются в рыночной экономике. Но их очень и очень немного.

Николай Терещенко, директор Крымского центра развития туризма (Ялта):
Иностранцев приехало больше

Хочу отметить заметный рост количества туристов из дальнего зарубежья. Только немцам было выдано в аэропорту «Симферополь» примерно 1500 виз. Не менее, чем на 25% возрос поток из Турции. Значительно повысился интерес к Крыму со стороны австрийских турфирм.
Это произошло благодаря активности крымского турбизнеса, в частности, на выставках в Стамбуле, Берлине… Руководители серьезных компаний, думаю, оценили перемены в туристской индустрии Крыма, в частности, появление современных баз размещения, улучшение сервиса.

Валерий Левченко, директор спортивно-оздоровительного центра «Авангард» (Николаевка):
Реконструкция баз размещения – веление времени

СОЦ «Авангард», который я возглавляю, до недавнего времени был базой отдыха, типичной для Николаевки, - деревянные домики и минимум удобств. Однако с изменением формы собственности пришла пора изыскивать средства для реконструкции базы. Нынешней весной вступила в строй первая очередь спального корпуса. К услугам гостей – номера с новой мебелью, телевизором, холодильником, спутниковым телевидением, вентилятором. Двухкомнатные номера повышенной комфортности располагают также ванной и кондиционером.
Последние годы номера с удобствами востребуются в первую очередь, поэтому обновление номерного фонда – одна из главных задач, стоящих передо мной, как руководителем.
Нынешним летом в «Авангарде» отдохнуло более двух тысяч человек. Это – рекордное количество за всю историю базы.
Большая часть гостей – граждане Украины, затем идут россияне и белорусы. Поскольку «Авангард» продолжает сохранять спортивную направленность, с нами активно сотрудничает Олимпийский комитет Беларуси, с удовольствием приезжает на сборы мужская команда мастеров по баскетболу из Днепропетровска (тренер Е.Таслицкий).

Елена Рулевская, директор фирмы «Ритца» (Симферополь):
Проблемы не решаются

Сезон состоялся только благодаря самоотверженной деятельности крымских турфирм. Основные проблемы в работе санаторно-курортного комплекса не получили никакого разрешения. Так, система налогообложения такова, что здравницы по окончании сезона не имеют средств на обновление фондов. От этого страдает сервис.
Остаются проблемы при пересечении границы российскими туристами на автомобилях. Создается впечатление, что украинские таможенники получили команду стоять грудью на защите рубежей и не пускать туристов в Крым ни под каким предлогом.

Анатолий Щицин, директор фирмы «Эполемент» (Бахчисарайский район):
Любое событие следует обращать на пользу своему бизнесу

Нынешний сезон для меня был удачным. В первую очередь, это объясняется правильной маркетинговой политикой, проводимой моим главным партнером – пансионатом «Песчаное». Скидки, которые дает пансионат, позволяют давать существенные скидки агентствам и таким образом, выдерживать единую политику.
Определенные надежды я возлагаю на празднование 150-летия Крымской войны. Это – государственное мероприятие, поэтому реклама идет активная и целенаправленная. Одно из важнейших сражений этой кампании – Альминское – проходило в регионе, где я работаю. Думаю, реконструкция Альминского сражения в 2004 году станет туристическим событием номер один в нашем регионе, и в пансионаты Бахчисарайского района приедут люди, желающие принять участие в мероприятиях, посвященных славной годовщине.

Надежда Горчакова, директор турфирмы «Панорама-тур» (Симферополь):
Туристический бизнес в опасности!

Нынешний сезон обострил хронические болезни нашей санаторно-курортной сферы. Назову лишь основные, смертельно опасные.
Одной из главных проблем являются взаимоотношения с директорами здравниц. Благодаря ним процветает порочная практика работы со строительными организациями по бартеру за путевки. Это приводит к демпингу со стороны фирм, где туризм является побочным видом деятельности.
С другой стороны, реальную угрозу и турфирме, и здравнице начинает представлять частный сектор. Мне неоднократно приходилось видеть, как «разводящие» развозят по квартирам автобусы с российскими и белорусскими номерами. Этих денег бюджет никогда не увидит.
Также считаю, что Министерству курортов и туризма следует сконцентрировать усилия на пропаганде Крыма в целом, а не рекламировать здравницы. Во всем мире это – прерогатива туроператоров.
Все это приводит к тому, что небольшие туристические компании теряют свои позиции на рынке.
Вела беседу Жанна Пташникова.
Приглашаем обсудить наши материалы на ФОРУМЕ или в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Теперь Вы сможете легко найти у нас необходимые сведения по ключевым словам, вводя их в поисковую форму


Найти: на:

Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН
Адрес редакции: ул. Воровского, 24 (дк з-да им. Кирова),
г. Симферополь, АР Крым, Украина 95053
Редакция: тел/факс (0652) 291-795, тел. 54-58-94
E-mail: terra@pop.cris.net


Hosted by uCoz