«Черная дыра» БалаклавыВ прежние времена, когда Севастополь был закрыт для посещения, на въезде в Балаклаву находился еще один КПП. Но те, кто по какой-либо случайности попадал в эти места, после шепотом рассказывали, что подводная лодка, только что тарахтевшая дизелем на просторах Черного моря, вдруг… бесследно исчезала. К таким историям относились, как к рассказам об НЛО. Между тем, очевидцы нечего не выдумывали: подлодки действительно исчезали в толще горы. После того, как американцы в 1949 году взорвали в Японии ядерные бомбы, Сталин в полной мере осознал угрозу атомной войны, и дал указания разработать план строительства подземного Севастополя. Специальный раздел этого грандиозного плана предусматривал строительство в Балаклаве завода по ремонту подводных лодок – абсолютно уникального, понятно, сверхсекретного сооружения. В 1957 году здесь закипела работа в четыре смены. Рассказывают, что для маскировки деятельности и убедительной легализации громадного количества невесть откуда появившегося высококачественного камня, было создано специальное предприятие - Балаклавское рудоуправление. Спустя четыре года героического труда объект был сдан в эксплуатацию. Под 90-метровой высоты скалой, плотность которой приближается к гранитной, был пробит 800-метровый тоннель подковообразной формы. Тоннель укрепили железобетонными конструкциями толщиной до полутора метров, поверх бетона уложили слой жидкого стекла. Одним концом он выходил в бухту, другим – в море. Вдоль тоннеля проходил канал десятиметровой ширины и глубиной 7 метров. Таким образом, субмарины могли зайти под скалу в Балаклавской бухте, а выйти прямо в открытое море, причем не только в надводном, но и подводном положении. В подземном убежище могли находиться одновременно до девяти подлодок. Здесь же были построены хранилища для топлива, торпед и ядерных боеголовок. Рядом с каналом соорудили сухой док и ремонтные цеха. В случае тревоги завод немедленно переводился на автономный режим. Тоннель наглухо закрывался с двух сторон стальными воротами двухметровой толщины, тысячу человек личного состава переводили на военное положение. Завод мог автономно действовать в течение месяца. Однако, начиная с 1959 года, деньги на строительство бункера для подлодок стали выделять нерегулярно, а в 1961 году финансирование прекратилось: к власти пришел Хрущев с идеей сокращения армии. Рассказывают, что Хрущева специально привезли сюда, чтобы показать, что уже сделано. Никита Сергеевич был поражен и со свойственной ему непосредственностью предложил переоборудовать будущий завод под винохранилище. Руководство взяло под козырек, однако через некоторое время, когда ситуация устаканилась, главнокомандующему Военно-Морским флотом все же удалось убедить высшее руководство страны в нецелесообразности такого шага. Подземный завод был достроен и выполнял свои функции более 30 лет. Однако после развала СССР выяснилось, что уникальный объект, в общем-то, никому не нужен. Демилитаризация номер два закончилась для завода плачевно. В 1994 году подземно-подводный комплекс покинула последняя российская субмарина. Объект был брошен на произвол судьбы и благополучно разграблен. Но даже в нынешнем, искореженном состоянии, бывший совсекретный объект производит на посетителя сильное впечатление. Последние годы активно обсуждается идея организации здесь музея холодной войны. Основу его экспозиции могут составить образцы оружия, применявшиеся в годы противостояния двух сверхдержав. Идея, что и говорить, замечательная, и есть уверенность, что к грядущему 2500-летию Балаклавы комплекс приведут в надлежащее состояние. |
Найти: | на: |
Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН |