Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" ноябрь 2004 № 13 (107)

Куда двигаться дальше?

Минувший курортный сезон показал все преимущества и обозначил все болевые точки рекреационно-туристического потенциала полуострова.
Cвое видение по поводу стратегических вопросов развития Крыма высказывают первые лица автономии.

Председатель Верховного Совета Крыма Борис Дейч:

«Пришло время менять характер рекреационного развития полуострова»

В последние годы много говорилось о роли в экономике Крыма курортно-рекреационного комплекса и о путях его дальнейшего развития. Полагаю, что мы уже пришли к пониманию того, что этап спада пройден и начался активный этап восстановления. Беда в том, что наряду с хаотичной, варварской застройкой прибрежной полосы не приспособленными для целей рекреации дачками и мини-пансионатами мы принялись восстанавливать по сути старый советский курорт – курорт, который подразумевает экстенсивное развитие путем увеличения числа койко-мест.
Южный берег задыхается из-за отсутствия нормального транспортного сообщения, недостатка воды, нехватки мощностей очистных сооружений.
Фактически исчерпан пляжный ресурс. При этом, как грибы, появляются новые малые и немалые пансионаты, увеличивая техногенную нагрузку, с которой уникальная узкая прибрежная полоса Южного берега уже не справляется.
Совершенно очевидно, что пришло время менять характер рекреационного развития полуострова в сторону более четкой специализации, как по регионам, так и разделению курорта (лечения) и туризма (отдыха).
Южный берег за счет улучшения инфраструктуры, повышения комфортности проживания, лечения и отдыха, расширения ассортимента качественных услуг должен и может ориентироваться на состоятельных иностранных и отечественных туристов, даже при сокращении общего потока, за счет модернизации номерного фонда. Это позволит в несколько раз повысить экономическую отдачу от рекреационной деятельности.
Массовый, средний и дешевый туризм надо развивать в Восточном и Западном Крыму за счет включения в туристический оборот ландшафтных, культурных и исторических достопримечательностей и новой сети объектов размещения, привлекая для этих целей как отечественный, так и зарубежный капитал.
И, наконец, пора объективно разобраться с социальной и экономической необходимостью эксплуатации большого числа санаториев. Сегодня, с одной стороны, сложился реальный дефицит предложения отдельных видов лечения, а с другой — десятки санаториев, числясь государственными лечебными учреждениями, функционируют как коммерческие структуры, но пользуются при этом всеми льготами, предоставляемыми государством.
Именно здесь, наверное, кроется причина, по которой Крым ежегодно теряет более 130 млн грн в виде предоставленных государством льгот за пользование землей. Именно здесь теряем десятки миллионов гривен из-за невозможности организовать цивилизованную торговлю подакцизными товарами на территориях санаторных комплексов при настоящей вакханалии этой торговли на набережных, в том числе и фальсификатом.
Отдельно необходимо сказать о детском отдыхе, который в последние годы начал активно возрождаться, и, очевидно, его развитие будет набирать обороты. Несмотря на наличие целого ряда документов, направленных на его развитие, комплексной стратегии, к сожалению, сегодня не существует.

(газета «Крымские известия», 21 августа 2004 г.)


Председатель Совета министров Крыма Сергей Куницын:

«Необходима новая пространственная «сборка» туристических регионов»

Выдающиеся инвестиционные перспективы рекреации и туризма считаются аксиомой. Основания для этого есть - занимая 4,5 процента площади Украины, Крым концентрирует 18 процентов рекреационных ресурсов страны (26 месторождений лечебных грязей и рапы, а также более 100 источников минеральных вод разного химического состава), 10 процентов емкости гостиничного фонда, 40 процентов емкости здравниц и более 30 процентов туристических потоков Украины.
За прошедшие годы крымская рекреация стала бизнесом. Это вселяет оптимизм. Да, крымскому рекреационному бизнесу удалось восстановить около 50 процентов объема «советского потока» рекреантов. Он уже самостоятельно реагирует на основные требования рынка – повышения комфортности и т.п.: в отрасли не просто начался реальный инвестиционный процесс – она неоспоримый лидер по объему иностранных инвестиций в крымскую экономику.
Оценка туристического потока для курортного бизнеса в Крыму имеет принципиальное значение.
Не менее важна она для бюджета — действующие в Украине нормативы бюджетной обеспеченности не учитывают возрастания численности населения Крыма в курортный сезон.
Цифра 8 -10 млн. отдыхающих в Крыму в 80-е годы до сих пор традиционно является главным ориентиром. Но она — источник многих опасных заблуждений. Достоверной методики определения количества отдыхающих никогда не было. Строить на «сказках» стратегию бизнеса не просто нельзя, это чревато финансовыми потерями. Кроме того, подсчеты количества человек потеряли смысл, т. к. средняя продолжительность отдыха сократилась с 24 до 11 - 12 дней и будет сокращаться дальше. Для экономики нужно считать деньги и койко-дни (ночевки).
Уже 8-й год (с 1997-го) в Крыму наблюдается следующая тенденция: преобладание украинских туристов — до 75 процентов, и это крайне невыгодно для крымского курорта. Развитие Крыма как внутригосударственного курорта серьезных экономических перспектив не имеет. Приоритетом крымского курорта должен стать экспорт услуг в Россию и в дальнее зарубежье. От него мы получаем действительно хорошую выручку.
Однако при приеме туристов мы должны обеспечить их всем необходимым: установить в здравницах и гостиницах качественную мебель, вкусно накормить и так далее. Но из-за того, что в Крыму не производятся (или производятся в ограниченном количестве) качественные продукты питания и напитки, современное гостиничное оборудование и бытовая техника, строительные и отделочные материалы и др., эффект от «экспорта» (за пределы Крыма) туристических услуг на 50 — 60 процентов снижается расходами на «импорт» (из-за пределов Крыма) всего того, что необходимо для отдыхающих и туристов. Положительное сальдо баланса территории сокращается. Беда еще и в том, что эта схема распространяется на структуру расходов «неорганизованных» отдыхающих и местного населения в целом.
Это доказательства того, что в условиях глобализации хорошие природно-климатические ресурсы — еще не главное. Главное — увеличить сальдо баланса территории в ситуации, когда географические и административные границы перестали удерживать финансовые потоки. Даже местная торговля становится фрагментом сбытовых сетей ведущих торговых марок страны и мира, центры которых находятся за пределами региона, и превращается в систему выкачивания финансовых ресурсов территории, оставляя на ней мизерные налоги с торговой надбавки, невысокую зарплату местного персонала и большое количество использованной тары и упаковки...
Это уже говорит о том, что начал действовать механизм формирования в аграрных и старопромышленных районах Крыма «экономической пустыни».
И не исключено, что вступать в конкуренцию с торговыми марками, поделившими украинский рынок продуктов питания, Крым уже опоздал.
Решение этих вопросов может идти в нескольких направлениях. В одном из них мы ничего принципиально не меняем в стратегии развития рекреации и туризма. Организовываем производственные мощности на крымской территории. Таким образом мы надеемся оживить сельское хозяйство, оно в тандеме с пищевой промышленностью начнет выпуск качественных продуктов питания, отдыхающие и население переориентируются на товары с маркой «Сделано в Крыму», отток «курортных денег» сократится, угроза превращения сельских районов в «экономические пустыни» снимается.
Но, к примеру, строить завод по производству соков только в расчете на крымский рынок — экономически нецелесообразно. Население невелико, отдыхающих относительно немного, размеры их кошелька скромны, перспективы роста туристического потока туманны. Строить такой же завод, ориентированный на украинский рынок, предпочтительнее в центральных регионах Украины из-за меньших транспортных расходов.
Убедить инвестора построить завод в Крыму возможно — если существует перспектива реализации продукции не только (и не столько) в Крыму, но и на географически близких рынках Черноморско-Средиземноморского региона. То есть там, где можно использовать преимущества морского транспорта. В противном случае можно рассчитывать только на производство полуфабрикатов для заводов, расположенных в центре Украины.
В другом направлении развития рекреационного комплекса полуострова главная цель — не сокращение оттока «курортных денег», а рост их притока.
Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму. Даже в Греции не найдешь такой сжатости. Это вытекает из расовой и культурной насыщенности Крыма. Его уникальность может быть включена в экономико-туристический оборот. К тому же разнообразие природных ресурсов, особенности имеющейся инфраструктуры дают возможность развивать в Крыму и нетрадиционные формы туризма и отдыха: спелеологический, скалолазание, конный, велосипедный, дельтапланеризм, горно-пешеходный, винные и охотничьи туры, вертолетные экскурсии, прогулки на яхтах, подводное погружение с аквалангом, научный и автотуризм.
Экономическая актуализация этого ресурса территории — эксклюзивный туристический продукт — может появиться в результате совместной работы маркетологов и бизнесменов с историками, географами, политиками, археологами, виноделами, искусствоведами, ботаниками, деятелями культуры и религии.
Чтобы реализовать преимущество Крыма — разнообразие пейзажей и объектов показа — необходима новая пространственная «сборка» туристических регионов. Она осуществима путем строительства объектов размещения туристов в новых, неосвоенных регионах, с высоким потенциалом ландшафтного разнообразия и исторических памятников. Кроме этого, необходима опережающая «сборка» новых транспортных коммуникаций, помогающих преодолеть существующую искусственную или естественную изолированность туристических субрегионов.
Освоенные на сегодня курортные и туристические ресурсы автономии — это всего треть потенциала. А ведь у нас есть богатейшие ресурсы Крымского Приазовья с его Арабатской Стрелкой и грязями, Керченский и Каркинитский полуостров.
Выбор приоритета между двумя направлениями — вещь болезненная. Но выбирать нужно.

(«Крымская газета», 31 августа 2004 г.)


Приглашаем обсудить наши материалы на ФОРУМЕ или в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Теперь Вы сможете легко найти у нас необходимые сведения по ключевым словам, вводя их в поисковую форму


Найти: на:

Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРяН
Адрес редакции: ул. Воровского, 24 (дк з-да им. Кирова),
г. Симферополь, АР Крым, Украина 95053
Редакция: тел/факс (0652) 291-795, тел. 54-58-94
E-mail: terra@pop.cris.net


Hosted by uCoz