Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" март 2004 № 4 (98)

Элита туристической индустрии

Вниманию читателей предлагаются выдержки из отчетного доклада Президента Российского Союза туриндустрии Сергея Шпилько IX съезду РСТ (Санкт-Петербург, сентябрь 2003 г.).
Одной из первоочередных задач по выполнению решений VIII съезда было преобразование РАТА в Российский союз туриндустрии. Решение это было непростым, особенно с учетом известной «жертвы» популярным уже на тот момент брендом «РАТА», но, как показывают результаты проделанной работы и мировой опыт в целом, стратегически верным. После реорганизации, завершенной к июлю 2002 года, количество членов организации не только не сократилось, но существенно возросло - с 723 до 896 (по состоянию на 20 сентября с.г.). Причем, с учетом расширения сферы деятельности Союза, увеличился приток в организацию объектов размещения - гостиниц и санаторно-курортных учреждений. При этом продолжалось вступление теперь уже в РСТ известных туроператоров и турагентств.
Разумеется, не обошлось и без потерь, прежде всего, за счет выбытия организаций, плативших минимальные членские взносы в сумме, эквивалентной 150 долл. США. Но это не означает, что оправдались прогнозы оппонентов преобразования РАТА в РСТ о массовом исходе мелких турфирм из Союза. Во-первых, потому что ни количественно, ни с точки зрения отсева фирм, не выдерживающих усиления конкуренции на рынке, показатели выбытия из РСТ ничем не отличаются от характерных для РАТА на протяжении всех последних лет ее существования. Это все те же 3-4 десятка фирм в год из числа прекративших свою деятельность, перерегистрировавшихся (зачастую с последующим вступлением в Союз под новым названием) и не уплативших членские взносы, то есть нарушивших уставные требования. А во-вторых, и сегодня по численности занятых в них работников большинство турфирм - членов Союза, особенно входящих в состав региональных отделений, относятся к категории предприятий малого бизнеса.
Эта ситуация объективно отражает структуру занятости в отечественном турбизнесе, с той разницей, что при общем количестве более 16000 лицензий, выданных на туроператорскую и турагентскую деятельность, на долю 630 турфирм - членов РСТ приходится не менее 2/3 общего туроборота по путевкам российских операторов. В этом смысле РСТ действительно объединяет элиту российского турбизнеса, что налагает соответствующие обязательства на его членов с точки зрения результатов хозяйственной деятельности, соблюдения законов и этики поведения на рынке. Позиционировать ли себя в таком качестве, вступая в члены РСТ, - дело добровольное. Но во многом ответ на этот вопрос зависит от самого Союза, его репутации в глазах потребителей, профессионалов, институтов власти и средств массовой информации. А повышение авторитета РСТ, помимо всего прочего, предполагает более избирательный подход к приему новых членов с точки зрения возможного использования таких критериев, как стаж работы на рынке, кандидатский стаж, рекомендации членов Союза, предоставление более полной информации о работе кандидата на вступление и увеличение минимального размера членского взноса.
Последние два обстоятельства во многом определяются необходимостью решения одной из наиболее сложных задач Союза - актуализации членства в нем как критерия потребительского выбора при покупке турпакетов и отдельных услуг. Вопрос этот неоднократно обсуждался на заседаниях Правления и Президиума. И каждый раз его решение упиралось в две основные проблемы - обеспечение более весомых гарантий качества турпродукта организаций - членов Союза и более активной рекламы на потребительском рынке самого РСТ и входящих в него компаний. Что, в свою очередь, требует соответствующего финансирования.
В этом отношении за счет привлечения, прежде всего, внебюджетных средств в отчетный период сделать удалось немало.
Деятельность Союза широко освещалась профессиональными, центральными и региональными средствами массовой информации. По самым скромным оценкам, информационным поводом для более 60% публикаций центральных СМИ о туризме сегодня являются материалы электронной газеты RATA-news, которую ежедневно получают не только 8,5 тыс. предприятий туриндустрии, но и журналисты центральных и региональных СМИ, регулярно пишущие о туризме. По всем наиболее острым проблемам развития отрасли и конфликтным ситуациям на рынке руководство и пресс-служба РСТ регулярно дают комментарии центральным СМИ, включая радио и телевидение, что во многом способствует формированию общественного мнения и разрешению конфликтов. Путевку в жизнь за отчетный период получили такие издательские проекты как «JUST RUSSIA» по въездному туризму, «Время отдыхать в России» по внутреннему, к выставке «Отдых 2003» подготовлен специальный каталог программ санаторно-курортного лечения, к выставке «MITT-2004» - гостиничный каталог для корпоративных клиентов
. Наконец, вышел в свет очередной каталог РСТ, а в следующем году он будет издан на английском языке с учетом приема новых членов.
РСТ и его региональные отделения активно участвует в проведении туристических выставок - в качестве соорганизаторов и своими стендами, а также в обеспечении мероприятий параллельной программы. Ежегодно Союз участвует в более чем 20 выставках.
Но всего этого недостаточно для того, чтобы стимулировать в необходимой степени покупку клиентами путевок и услуг именно у предприятий - членов Союза. Даже при условии высокой конкурентоспособности турпродукта помощь РСТ по его продвижению на рынке предполагает:
- предоставление в исполнительную дирекцию членами Союза более полной информации о своих предприятиях, продукте и отдельных услугах;
- активизацию рекламы в СМИ и на выставочных мероприятиях организаций, турпродукта и услуг с использованием логотипа РСТ;
-дальнейшую работу над созданием собственных СМИ и корпоративных рекламно-информационных проектов, в том числе, с теле- и радиокомпаниями;
- использование входящими в организацию предприятиями логотипа РСТ при публикации собственной рекламы и оформлении выставочных стендов как обязательного условия членства в Союзе;
- создание собственного портала РСТ как навигатора по предприятиям и турпродукту членов Союза, отличающегося от аналогичных ресурсов более подробной информацией о потребительских свойствах продукта и возможности оперативного выхода на сайты его производителей и продавцов.
Работа в этом направлении уже началась. Обновлены, опять-таки за счет внебюджетных средств, сайты RATA-news и РСТ, создается отдельный сайт по санаторно-курортным программам, идет сбор информации о новых российских гостиницах. Но расходы только на создание, поддержку и продвижение собственного портала РСТ в той степени, чтобы он был конкурентоспособным и реально способствовал увеличению продаж турпакетов и услуг членов Союза, составят не один десяток тысяч долларов. Не говоря уже о сколько-нибудь масштабной соответствующей рекламе на потребительском рынке.
Увеличение минимального размера вступительных и ежегодных членских взносов до суммы, эквивалентной 300 долларов США, то есть до уровня, существовавшего до дефолта 1998 года, проблемы финансирования РСТ с учетом возросших масштабов деятельности Союза, разумеется, не решит. Тем более что в московский офис членские взносы оплачивают около 40% прямых членов РСТ, а остальные поступают в региональные отделения и расходуются ими самостоятельно. Но увеличение минимального размера взносов необходимо, по крайней мере, с точки зрения финансирования текущей работы, учитывая рост расходов на аренду, оплату услуг связи, работы специалистов, привлекаемых на договорной основе, налоги и другие обязательные платежи, без чего, в свою очередь, невозможно увеличение внебюджетных поступлений в виде спонсорских средств, бартера и доходов некоммерческих организаций, входящих в структуру Союза. А эти доходы за отчетный период в пересчете на денежный эквивалент составили только по средствам, привлеченным центральным аппаратом РСТ, сумму около 200 тыс. долларов США, то есть больше, чем членские и вступительные взносы, собранные исполнительной дирекцией.
К примеру, бюджет недавно созданного некоммерческого партнерства «СанКурТур» только на этот год составляет сумму почти в 2 млн. рублей. А ведь эти средства идут на создание и продвижение санаторно-курортного продукта нового поколения, более качественного с точки зрения лечения, обеспечивающего более высокую норму прибыли и загрузку здравниц в межсезонье, - то есть, по существу, на решение уставных задач РСТ.
Характерно, что среди учредителей «СанКурТура» одну половину составили ведущие туроператоры по внутреннему рынку, а другую - известные санаторно-курортные учреждения.
Иными словами, речь идет о формировании для решения общих задач предпринимательского пула туроператоров и объектов размещения, результаты работы которого затем могут быть успешно мультиплицированы в масштабах всей отрасли.
Может возникнуть вопрос - почему исполнительная дирекция после преобразования РАТА в РСТ в первоочередном порядке стала заниматься санаторно-курортными учреждениями? Объясняется это тем, что в результате прекращения финансирования путевок для работников и членов их семей по линии социального страхования санаторно-курортные учреждения, более чем на две трети заполнявшиеся по соцстраховским путевкам, оказались в наиболее сложном положении.
Маркетинг этого сегмента рынка показал, что большинство санаторно-курортных учреждений оказались перед выбором. Первый вариант - становиться обычными гостиницами и пансионатами, сохраняя лечебные процедуры в качестве дополнительных услуг или вообще отказываясь от них, и сосредоточиться на обеспечении заявленного стандарта сервиса и освоении технологий продаж отдыха без лечения. Второй вариант - развиваться как стационарное лечебно-профилактическое учреждение рекреационного типа, уделяя, наряду с вопросами сервиса, максимум внимания разработке специальных программ более углубленного лечения распространенных заболеваний. Программ более дорогих, чем обычная путевка, в себестоимости которой лечение сегодня, как правило, занимает менее 20 процентов. А продажи придется выстраивать, в том числе и через туроператоров, но с учетом специфики маркетинга медицинских услуг - рекламой в специальных изданиях, использованием врачей поликлинических и стационарных медицинских учреждений в качестве консультантов и т.д.
Но создание и продвижение на рынке такого продукта не по силам одной здравнице и, тем более, туроператору. Поэтому для решения столь непростой, но важной для отрасли задачи по инициативе и с участием в качестве одного из учредителей РСТ был создан «СанКурТур» как объединение наиболее авторитетных участников курортного рынка.
Разработка соответствующей концепции, программ и самого продукта заняла более двух лет, потребовала проведения серьезных маркетинговых исследований и специальных семинаров с руководителями санаторно-курортных учреждений в Ялте, Анапе, Сочи, Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Самаре, Пензе и на Кавказских Минеральных Водах.
Зато о результатах работы в данном направлении можно говорить не только в плане перспективы. То обстоятельство, что после ухода с рынка соцстраха, не считая средств, выделяемых на детский отдых, лечение профзаболеваний и реабилитацию, загрузка здравниц на основных курортах снизилась лишь на 15-20%, а не на 50-70%, во многом результат переориентации санаторно-курортных учреждений на работу с турбизнесом и прямые розничные и корпоративные продажи. То есть, здравницами были приняты те управленческие решения, разъяснительную работу в отношении которых РСТ вел все последние годы.
Аналогичная ситуация может возникнуть в 2004 году в сфере организации детского отдыха. Проектом бюджета Фонда социального страхования России на 2004 г. предусматривается существенное снижение расходов на детские путевки. Соответственно, в кризисном положении могут оказаться теперь уже детские оздоровительные учреждения. По существу, применительно к этому сегменту рынка, РСТ придется пройти тот же путь, что и в случае с санаторно-курортным лечением. Для этого в 2003 году была образована Комиссия РСТ по детскому и молодежному отдыху, начавшая свою работу при активном участии специалистов Министерства образования РФ.
Аналогичным образом, работа РСТ с турбизнесом должна больше учитывать особенности туроператорской и турагентской деятельности. Вообще, необходимо развеять миф о том, что РСТ не уделяет внимания работе с мелкими турфирмами, которых сегодня в сфере туризма большинство. С этой целью в структуре Союза создана Агентская комиссия. Среди задач, которые намерена решать новая комиссия, можно назвать более полное обеспечение входящих в РСТ агентств информацией о предлагаемом на рынке турпродукте, содействие использованию современных технологий, совершенствование договорной базы агентских отношений, защиту прав самих агентских структур и потребителей их услуг и даже выявление фактов завышения заявленных тиражей туристических изданий, чтобы пресечь обман рекламодателей. Но ставить эти вопросы комиссия намерена не с точки зрения нагнетания внутриотраслевых противоречий, например, между туроператорами и агентами, а в плане создания цивилизованных механизмов их разрешения, возможно, того же третейского суда.
Также необходимо вернуться к вопросу формирования в структуре РСТ Комиссии по этике бизнеса, в состав которой вошли бы пользующиеся заслуженным авторитетом представители основных участников рынка - туроператоров, турагентов, хотельеров, перевозчиков, объектов показа.
Свою роль здесь может сыграть и создание систем морального стимулирования поставщиков услуг. Например, никто не мешает туроператорам от имени РСТ ввести собственные ежегодные номинации для определения лидеров среди авиакомпаний, осуществляющих чартерные перевозки, равно как, при необходимости, назвать те авиакомпании, с которыми возникает больше всего проблем. И точно так же логично будет, если, например, те же региональные отделения, будут присуждать ежегодные премии гостиницам и санаторно-курортным учреждениям, агентства - лучшим туроператорам и т.д. Важно только, чтобы эта работа не свелась к приумножению сомнительных рейтингов, а осуществлялась на основе абсолютно прозрачных методик, согласованных с той же Комиссией по этике. В задачи которой, кстати, может входить и первичное рассмотрение дел об исключении из членов РСТ предприятий, нарушивших свои обязательства перед партнерами и потребителями.
Пока не в полной мере используется и потенциал региональных отделений, хотя работа в них ведется большая. Завершена в основном процедура переоформления как юридических лиц региональных отделений РАТА в РО РСТ.
Так, силами Крымского отделения РСТ был успешно организован семинар по продвижению крымского санаторно-курортного продукта на российском рынке. В нем приняли участие более 100 организаций, включая Министерство курортов и туризма Крыма, представителей санаторно-курортного комплекса и туристические организации. Также Крымское отделение стало генеральным партнером XII Международной ярмарки «Крым. Курорты. Туризм - 2003» в Ялте. В рамках ярмарки под эгидой Крымского отделения РСТ был проведен круглый стол «Законодательная и нормативно-правовая база Украины в сфере туризма: состояние, проблемы и пути совершенствования». Издан уже второй специальный выпуск по Крыму журнала «Тур1» (Вестник РАТА), а к MITT-2004 будет выпущен третий.
Поддержка развития туриндустрии на региональном уровне вообще является одним из главных приоритетов РСТ. Только за последние три месяца руководители Союза принимали участие в обсуждении и принятии концепций развития туризма в Бурятии и Якутии, побывали на крупных мероприятиях, посвященных развитию туризма в Ханты-Мансийском автономном округе, Кабардино-Балкарии, Псковской, Новгородской, Владимирской областях, Хабаровском крае, на Кубани и Кавказских Минеральных Водах. Выработан правовой механизм взаимодействия с региональными администрациями на основе подписания договоров о сотрудничестве в области развития туризма с приложением ежегодно обновляемых программ совместных мероприятий. Такие соглашения уже подписаны с Вологодской областью и Ханты-Мансийским автономным округом, членами Союза являются органы управления туризмом 16 субъектов Российской Федерации.
Повышение эффективности региональной политики РСТ связано с активизацией работы ее Регионального совета. Его заседания должны сыграть важную роль в обмене опытом, разработке региональных и межрегиональных проектов и, в свою очередь, могут быть приурочены к проведению крупных туристических мероприятий на уровне федеральных округов. В частности, целесообразно вернуться к предложенной еще VIII съездом идее проведения туристических форумов Дальнего Востока, Сибири, Северного Кавказа, Поволжья и т.д. Также есть смысл рассмотреть вопрос о совместном продвижении турпродукта соответствующих районов страны на рынке, в частности, за рубежом, под единым межрегиональным брендом - например, «Большая Волга», «Русский Север» и т.д. Первый опыт в этом отношении уже имеется. Так, Хабаровское РО выступило инициатором создания единого стенда «Дальний Восток России» на выставке MITT-2003 и международных турвыставках в Сеуле и в Токио.
Возвращаясь к федеральным проблемам развития туризма, следует, в первую очередь, упомянуть те из них, которые касаются развития нормативно-правовой базы. Работа в этом направлении за последние годы активизировалась, благодаря, в первую очередь, Департаменту туризма Минэкономразвития РФ и деятельности органов управления туризмом на местах. Так, Минэкономразвития РФ внесло в Правительство проект поправок к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который, в частности, предполагает введение финансовых гарантий ответственности туроператоров, работающих на рынке выездного туризма. Признавая актуальность этой меры с учетом мирового опыта и соответствующей директивы ЕС, РСТ считает принципиально важным, чтобы механизм обеспечения таких гарантий был эффективен с точки зрения реальной защиты прав путешествующих как потребителей и посилен для турфирм - добросовестных участников рынка.
Однако нерешенных проблем еще более чем достаточно. Важно не допустить отмены льгот на НДС на санаторно-курортные путевки, а также федерального закона № 26-ФЗ от 23.02.95 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В случае если взамен его синхронно не будет принят соответствующий законодательный акт, может быть резко ослаблен режим охраны природных лечебных ресурсов и начнется неконтролируемая приватизация курортных земель.
Не случайно, видимо, фактически провалился эксперимент с упрощенной выдачей 72-часовых виз в Москве, Санкт-Петербурге и Калининградской области. Тогда как, например, Украина значительно упростила туристские формальности.
Полный текст отчетного доклада помещен на www.rata.ru
Приглашаем обсудить наши материалы на ФОРУМЕ или в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Теперь Вы сможете легко найти у нас необходимые сведения по ключевым словам, вводя их в поисковую форму


Найти: на:

Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН
Адрес редакции: ул. Воровского, 24 (дк з-да им. Кирова),
г. Симферополь, АР Крым, Украина 95053
Редакция: тел/факс (0652) 291-795, тел. 54-58-94
E-mail: terra@pop.cris.net


Hosted by uCoz