Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" март 2004 № 5 (99)

О диком туристе замолвите слово

Субъективные впечатления о Ялтинской ярмарке
Возвращаясь к первоисточнику – «О бедном гусаре замолвите слово», хочется выделить в крымском диком туризме два момента:
1. Нынешний отдыхающий без путевки - зачастую вовсе не такой уж бедный, если позволяет себе снимать эллинги или апартаменты в частном секторе по цене, например в 300 долларов в сутки или, со скидкой, 4-5 тысяч долларов в месяц.
2. Самый бедный и прижимистый классический палаточный (или даже подстилочно-пляжный) дикарь привозит в Крым реальные денежные знаки, в то время как отдыхающие по путевкам в очень дорогих здравницах депутаты и высокие чиновники не только не тратят своих денег, а еще и в меру своих полномочий объедают, обпивают и «объезжают» (в смысле пользуются транспортом) свои подвластные крымские структуры. Такие путевки – чистый убыток.
Понятно, что туристическая ярмарка, это, прежде всего, - продажа и перепродажа путевок (или, по научному, продвижение турпродукта). Но советский отдыхающий привык не связывать себя путевкой, а постсоветский, особенно много работающий и зарабатывающий, зачастую и не хочет и не может себя чем-то заранее ограничивать. Немцы или англичане, особенно молодые, предпочитают просто путешествовать, не зная, чего захочется им завтра, а вовсе не подвергаться оздоровительному и познавательному процессу, продуманному без них.
Чем же могла порадовать такого клиента Ялтинская туристическая ярмарка?
Ну, если по порядку, от входа – техникой и оборудованием, большая часть которых доступна для частных пансионатов и вообще малого бизнеса. Красавцы-катера, бассейны и джакузи, электроинструменты, мангалы, барбекю, термокорзинки, солнечные термоустановки, пляжная, гостиничная и столовая мебель, сборные деревянные коттеджи, водные горки и прочее.
Вывод напрашивается простой: хрестоматийная отсталость крымского сервиса может покоиться с миром. Как раз незадолго до ярмарки я посмотрел один частный пансионат в Морском. Хозяева, семейная пара, недавно закончили вуз по специальности менеджемент туризма. То, что они сделали, полностью соответствует немецким стандартам семейного пансиона. Но построено и оборудовано из отечественной продукции или товаров авторизованных дилеров.
Движемся по ярмарке далее. Если требовательный турист привык встречать свою любимую фирму в Италии или на Таиланде, он должен увидеть ее и в Крыму. Это касается, например, снаряжения для дайвинга. Любители погружений меняют от сезона к сезону места и страны, но мало кто будет экспериментировать с оборудованием. В Крыму он получит лучшее в мире и за меньшие деньги, чем, скажем в Египте или Испании.
Обобщая тему дайвинга с водным и воздушным спортом, а также водными развлечениями, аквапарками, дельфинариями, можно сказать, - да, дикого туриста в Крыму ждут. К его денежкам и его капризам за них готовы. Хотя какой-то значимо большей готовности, чем в прошлом сезоне, наверное, нет. Разве что аквапарков существенно добавляется (к тем, что в Голубом заливе, Судаке и Евпатории, в предстоящем сезоне еще в Алуште и Севастополе).
Новые базы размещения, которые мимоходом призваны завлечь и дикаря, несколько утомляли своей однообразной «элитарностью». Ну не дадут у нас в стране иметь так много денег такому большому числу людей. Да и нигде в мире не дадут. Три звезды – основной «объем» номеров на любом курорте. А, скажем, в Хорватии, вообще большая часть туристов размещается в недорогих автокемпингах.
Вот их-то я в предложениях экспонентов не обнаружил. Хотя уже на пути домой разговорился с представителем «Поляны сказок». Он сказал, что к этому сезону они подготовили совсем дешевые бунгало (удобства на территории) для автотуристов.
Ну и что же ждет такого, сэкономившего на удобствах, дикого отдыхающего? Ярмарка отвечала на этот гипотетический звон монет массой бесхитростных житейских соблазнов. Например, севастопольская фирма «Грэй» - громадным ассортиментом напитков, приправ и прочего вкусненького ведущих украинских и транснациональных производителей, а также дармовым пивом. Под него исключительно шла колбасно-копченая продукция «Ятрань» аж из Кировоградской области. Достойно разнообразил соблазны плов из мидий и салат с рапанами из марикультурного хозяйства на Донузлаве.
Не знаю, какими большими буквами расщедрится редакция набрать простой факт, малодушно умалчиваемый в нашем туризме: КАЧЕСТВО, ВКУС И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЧИСТОТА УКРАИНСКИХ ПРОДУКТОВ ОСТАВЛЯЮТ ДАЛЕКО ПОЗАДИ СЕБЯ ПИТАНИЕ НА ЛЮБОМ КУРОРТЕ МИРА. Мелкими буквами можно добавить – причина этого в развале советского сельского хозяйства, длительном неприменении ядохимикатов и удобрений, отставании (слава Богу!) в генной инженерии и разработке стимуляторов роста.
Киевское пиво (с Севастопольской подачи) гордо солировало на ярмарке. Крымские вина присутствовали лишь виртуально. Программы винного туризма были представлены лишь в буклетах «Массандры» и ЗАО им. Софьи Перовской. Если на долю «Массандры» внимания диких туристов вполне достаточно (хотя большая часть из них убеждена, что та бурда из порошка «юпи» и дешевого портвейна, которую носят по пляжам, и есть «Массандра»), то остальным торговым маркам надо работать как-то побойчее.
Впрочем, контакты виноделов и экскурсоводов на местах, конечно, есть. Вообще, экскурсионщики – самая боевая часть по освоению «диких» денег, особенно в благословенные дни «низовки». Значительная часть экскурсий, правда, сама по себе напоминает некую музейную экспозицию эпохи расцвета застоя. Но есть и много новых частных музеев и выставок, оборудуются для посещения новые пещеры (например, Скельская недалеко от Севастополя).
Каким же образом столь любезный моему сердцу дикарь получает информацию о том, что его интересует? Крымское руководство любит жаловаться на черный пиар в российских средствах массовой информации. Есть такая беда. Нередко и киевляне (та же Руслана Писанка) уж очень навязчиво и наверное не за так по поводу крымской погоды вещают явную «брехню», есть такое емкое украинское слово. Однако дикарь, как существо импульсивное и свободномыслящее, менее всего обращает внимание на прессу и ТВ.
Сейчас в его распоряжении масса столь близких его душе бесконтрольных средств информации. Интернет позволяет ему круглосуточно подглядывать через веб-камеры на набережные всех крупных курортов Крыма. Сайты гостиниц и пансионатов выставляют не только свои прайс-листы, но и меню, а также фотографии комнат и даже унитазов. Кстати, и упомянутый мною частный пансионат в Морском уже в первый сезон своего существования заполнялся в основном, благодаря Интернету. Все кому не лень из отдыхающих непрерывно загружают в «паутину» свои отзывы и отчеты, зачастую очень педантичные и обстоятельные. И всегда очень независимые.
Но не это главное. Обычно импульс к активности, сигнал «у-лю-лю» дикарь получает от такого же дикаря, который рискует приехать в начале июня. Главный дикарьский амулет – мобильный телефон позволяет там-тамировать в родное стойбище: погода солнечная, море теплое, жилье дешевое; ему фрукты, пью вино (много и недорого) люблю девушек (сильно и даром)… Короче, приезжайте все!
Так выходит, что главное для дикаря - по-прежнему стихия? Языческие боги Грома, Молнии и Холодного Течения? Ан нет. В туризме действительность не имеет никакого значения. Важно только настроение, кураж, информационное и эмоциональное раскрашивание чего угодно (даже самого неприятного) в цвета вожделения, покорения, обладания. Туристов завлекают и на Северный полюс (воображаемую точку), и к никем не увиденному чудовищу озера Лох-Несс.
Для дикаря, который уже приехал в Крым, обязательна фигура шамана и всевозможные простенькие, но эффектные действа. Сфера анимации и фестивалей была с избытком и с хорошим качеством представлена лишь по части фейерверков и аппаратуры. Хотя сейчас наличие на побережье ночных дискотек лишь снижает цену на жилье.
А что же аниматоры? Парочка из Евпаторийского театра на ходулях явно не годилась для распространения листовок среди участников ярмарки, но показала свои виртуозные способности работать в толпе. Пожалуй, они смогут «поднять хоть что-нибудь», например, настроение дикарю на высоту своих ходуль.
Другая парочка явно нарывалась на санкции, предусмотренные незабвенной конвенцией детей лейтенанта Шмидта: «Скоро ваши рыжие кудри примелькаются и вас начнут просто бить». Упрощенное донельзя шоу трансвеститов в виде фальшивой «Верки Сердючки» вроде сулит легкие деньги. Но ведь у этого образа есть правообладатель. Турист может быть диким, но не может быть дикого аниматора. У Крыма есть богатая история, множество колоритных исторических и легендарных персонажей. Наконец, есть филиал Национального университета культуры. И есть традиции собственной туристической анимации.
Игорь Русанов ,
профессиональный дикий отдыхающий.
Приглашаем обсудить наши материалы на ФОРУМЕ или в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Теперь Вы сможете легко найти у нас необходимые сведения по ключевым словам, вводя их в поисковую форму


Найти: на:

Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН
Адрес редакции: ул. Воровского, 24 (дк з-да им. Кирова),
г. Симферополь, АР Крым, Украина 95053
Редакция: тел/факс (0652) 291-795, тел. 54-58-94
E-mail: terra@pop.cris.net


Hosted by uCoz