Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" апрель 2004 № 9 (103)

ГОЛОД ПО НАЦИОНАЛИЗМУ легко и приятно утолить в крымском ресторане

Перепись 2001 года выявила в Крыму представителей более 140 национальностей, среди прочих отметились представители тавров, скифов и эльфов. Все эти нации так или иначе представлены в крымской кухне и ресторанном бизнесе, включая, кстати, и толкиенисткие заведения.

Геродот и другие античные авторы оставили подробное описание жителей степей скифов. Несложно догадаться, что в кухне этих пастушеских племен преобладало мясо. Довольно забавную попытку воссоздать атмосферу скифского пира совершили в Симферополе. Напротив сквера Тренева находится бар «Скилур», где можно узнать об этом славном скифском царе, отведать мясо по-скифски, «факел Скилура» и даже поплясать с копьем в диком, но симпатичном виде (в баре популярен стриптиз силами посетителей). И в оформлении, и даже в меню отражены реальные археологические находки и подлинные исторические свидетельства.
Осколок Хазарского каганата караимы - небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней вы сможете познакомиться в «пещерном городе» Чуфут-Кале. В бывшем доме историка Фирковича можно осмотреть небольшую экспозицию и тут же отведать бузы (слабоалкогольного напитка из изюма) с караимскими пирожками. Еще одно славное кафе «Караимская кухня» находится в Евпатории, на территории бывших кенас - молитвенных домов караимов.
Иудейские купцы появились в Крыму еще в I веке н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Сейчас в Крыму евреи играют заметную роль в городах и больше всего в Симферополе. Еврейский ресторан «Латыш» находится в центре города, на улице Ушинского.
Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Более раннее (в 9 и 10 веках) появление дружин Новгородского князя Бравлина и Киевского князя Владимира, в общем, было связано с грабежами, так что не стоит на нем строить каких-либо теорий об исконности. Массовое переселение крепостных крестьян из центральной России началось с 1873 года после присоединения Крыма к империи. К сожалению, сейчас крымчане русского происхождения довольно равнодушны к проявлению русской культуры в ресторанном бизнесе. Во всяком случае, рестораны в русском стиле и с русской кухней мне не известны.

Украина имеет тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства. Чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное - все это служило перемещению и перемешиванию людей. Основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-х гг. прошлого столетия. Украинская кухня прочно вошла во все крымские семьи, много и заведений общественного питания в национальном стиле. В них вкусно (если точнее - смачно), приятно и как-то весело: много ярких цветов, глечиков, рушников, забавных указателей и даже кукол или манекенов в натуральный казачий рост в национальных костюмах. Лучшим из этих заведений можно назвать ресторан «Княжа втiха» в Симферополе, сочетающий в себе и интересную этнографическую коллекцию, и съемочную площадку с классическим гоголевским селом, и млын (мельницу) и княжий дом, и много еще чего. Большой популярностью пользуется и «Козацький шлях» на троллейбусной трассе выше с. Перевального, особенно та его часть, которая называется «Вдали от жен».

Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, половцев-кыпчаков и других). Заведения крымскотатарской кухни нет смысла перечислять - их несметное количество повсюду.
После жизни в депортации крымские татары переняли и многое из узбекской и вообще среднеазиатской кухни (плов делается по узбекски, место национального хлеба калакай заняли узбекские тандырные лепешки). Отличный и недорогой плов по всем правилам готовят, например, на территории Центрального колхозного рынка в Симферополе. В то же время, богатств своей национальной кухни не знают даже многие хозяева закусочных. К кофе, например, непременно должен быть особо сваренный сахар в форме сердечек, тающий во рту.
В качестве хорошего примера рекомендую «Айше» на южном выезде из Симферополя (Марьино), «Маркур» (самый вкусный лагман) на 5 км шоссе от Бахчисарая к Симферополю. Среди москвичей очень популярны татарские кафешки Симеиза: «Арзы» и другие.
Русским туристам неожиданно быстро понравилось есть лежа - только лет 5 назад кто-то соорудил первый в Крыму дастархан (это слово узбекское, по-татарски настил для еды называется топчан), а теперь их делают повсеместно.
Греческих переселений в Крым было несколько волн: древние греки основали 25 веков назад колонии на Керченском полуострове, в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Античные традиции очень активно, но достаточно поверхностно использовались русскими аристократами в 18-20 веках, но очень гармонично вписались в крымский ландшафт. Не стоит только всерьез воспринимать, например, в Ялте античный интерьер ресторана гостиницы «Ореанда» или смелые очертания ресторана «Золотое руно» - их не проектировали прямые потомки аргонавтов.
Византийские переселения с максимумом в 8 веке (когда в метрополии разгонялись монастыри) дали уже волну восточно-римской культуры с православием и греческим языком. А с образованием Крымского ханства и вливанием православных другого происхождения язык сменился на тюркский. Крымские греки были по приказу Екатерины II переселены в 1778 году в Приазовье.
После этого следовало еще несколько волн ново-греческой эмиграции. Собственно говоря, потомки этих греков также были депортированы в 1941 году (из-за того, что Греция входила в гитлеровскую коалицию). Сейчас они получили возможность возвращаться в Крым, в центре Симферополя (поблизости от гостиницы «Украина») создан национальный ресторан «Олимп», а по дороге к бухте Ласпи (Севастополь) есть ресторан «Эллада». Этнографический центр в селе Чернополье Белогорского района создан с международной помощью и довольно активно работает, принимая экскурсантов.
Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, так же покинувшими родину под натиском турков, основное население Юго-западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в Приазовье (Ростов-на Дону первоначально основан как Нахичевань-на Дону). Армянская кухня наиболее славится в баре «Надежда» между селом Перевальное и Ангарским перевалом, и в ресторане «Ташир» на объездной трассе над Ялтой. Армянский хлеб лаваш продается повсеместно и популярен во многих крымских семьях. Впрочем, и грузинские хачапури и чахохбили - обычное дело в Крыму, хотя больших волн переселения не было, но отдельные семьи, особенно на Южном берегу, селились со средних веков. Из многочисленных грузинских заведений стиль лучше всего выдержан в ресторане «Тифлис» у въезда от Ялты к Ливадийскому дворцу.
Уже после присоединения нашего края к России новые волны переселенцев с Кавказа жили по большей части в Восточном Крыму.
Там же в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья - общины крымских «женовезцев» (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые оставили башни в Феодосии, Алуште, Гурзуфе и целые крепости в Балаклаве и Судаке. Бар «Генуя» есть в Алуште прямо под башней крепости. Но вообще с настоящей, правда, неаполитанской кухней можно познакомиться в пиццерии «Миро маре» у Центрального универмага в Симферополе.
В этом же квартале только вглубь старого города на улице Одесской находится приятный и стильный испанский бар «Валенсия» с некоторым выбором испанских вин и с богатой национальной кухней. Испанцы появились в Крыму относительно недавно, в 1940-х годах; это были семьи или сироты воинов-республиканцев. В нескольких школах Симферополя давно преподается испанский язык, а в университете и мединституте давно учатся кубинцы.
Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, в основном, сельским хозяйством. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан и их деревни в Крыму больше не восстанавливались. Из блюд немецкой кухни в Присивашье в коренных русских и украинских семьях до сих пор очень популярен штрудель (кусочки мяса или фарша, обернутые в полоски теста и с мясным бульоном). А туристам можно познакомиться с немецкой кухней (знаменитую рульку осилить можно лишь втроем как минимум!) в баре нового отеля «Поляна сказок» над Ялтой.
Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Польская и литовская кухня особенно хороша и богата пирожными, но я пока не видел таких заведений - жаль!
В те же времена, но по приглашению царского правительства в Крым переселялись чехи, эстонцы, французы, венгры. Национальные общества этих народов возраждают праздники, костюмы, танцы и песни и вполне бы могли уже показывать это туристам. Самый интересное в Крыму заведение - ресторан высокой французской кухни «Старый гасконец». Помимо еды и напитков, там еще отличный вид на Ялту и море и возможность сфотографироваться на знаменитой зеленой кляче Д`Артаньяна, с ним самим или его прекрасной госпожой Бонасье. Сеть французских булочных появилась в Алуште.
Нередко на рынках Крыма можно увидеть корейцев. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 40 лет (беженцы после Корейской войны), но корейские острые закуски уже стали общепринятыми, а названием «морковча» никого не удивишь.
Китайских ресторанов в Крыму, как и повсюду в мире, уже много (Симферополь, Ялта, Алушта). Но каких-либо волн китайских эмиграций сюда не отмечено. Довольно много китайских студентов учится в Симферополе, а отдыхают обычно в Ялте.
Страны Африки, Азии и Латинской Америки внесли свой вклад в генотип крымчан благодаря трем учебным заведениям: Крымскому мединституту, Симферопольскому госуниверситету и Симферопольскому высшему объединенному училищу - в этом, например, обучалось методам партизанской войны до 4.5 тысяч курсантов из 40 стран. Так что афро-крымские парни пользуются особой любовью в тусовках рэперов. А афро-крымчаночки очень грациозны!
У нас уже есть депутаты африканского происхождения, ну и много докторов и бизнесменов. Закусочная эфиопской кухни есть на территории Медицинского университета в Симферополе. Очень занятные острые блюда из молочно-кислых продуктов.
Тысяча извинений представителям тех народов (а их много еще), о которых я не написал. Любые дополнения и по этнографии и национальным ресторанам приму с радостью.
Игорь Русанов , кандидат географических наук.
Приглашаем обсудить наши материалы на ФОРУМЕ или в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Теперь Вы сможете легко найти у нас необходимые сведения по ключевым словам, вводя их в поисковую форму


Найти: на:

Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН
Адрес редакции: ул. Воровского, 24 (дк з-да им. Кирова),
г. Симферополь, АР Крым, Украина 95053
Редакция: тел/факс (0652) 291-795, тел. 54-58-94
E-mail: terra@pop.cris.net


Hosted by uCoz