Велотуризм: без асфальта
и без напряжения
…Прыгнуть и в воздухе немножко повернуть направо.
Из указаний перед стартом
Каждая эпоха крымской истории оставила нам участки
транспортных коммуникаций. Часто они проходят в безлюдных, живописных местах, с обилием природных и исторических достопримечательностей. Для горного велосипеда годится все, но оптимально подходят средневековые вьючные тропы, некогда густой сетью соединявшие города-крепости в юго-западном Крыму и на побережье. Сейчас они связывают все достопримечательности Горного Крыма и поражают своей пологостью и красотой. Так что путешествовать можно и без асфальта, и без напряжения.
На Южном берегу Крыма можно воспользоваться той же древней сетью вьючных дорог, которая проходит прямо над берегом моря. Сейчас она образует аллеи уникальных парков - памятников садово-паркового искусства 19 века (Массандровский, Ливадийский, Алупкинский…); участки старого южнобережного шоссе; набережные; так называемую «нижнюю дорогу» западнее Ялты.
Сразу нужно отметить, что Южный берег Крыма (Большая Ялта и запад Большой Алушты) - самый сложный район для офф-роад туризма из-за больших перепадов высот, ограниченных пределов видимости на горных серпантинах и высокой плотности жилья и курортов.
Последнее время в велотуризме все более популярными становятся не подъемы, а спуски. И здесь Алуште нет равных, поскольку очень просто и дешево набрать высоту 752 м с помощью транспорта (дешевле всего троллейбус, но велосипед должен быть в чехле), поднявшись на Ангарский перевал, а затем от него в любую сторону можно спускаться. На север очень спокойно и полого, на юг - круто. А можно на восток: через Демерджи-яйлу и затем, к водопаду Джур-Джур, - долго, интересно и особо приятно для катания в стиле кросс-кантри.
У самой Алушты - идеальные условия для дерт-джампинга (прыжков на велосипеде через земляные трамплины). Окрестности Алушты, например склоны Чатырдага и Демерджи, также дают лучшие условия
для фри-райда, рискованного спуска по крутому бездорожью.
Лучшее время для путешествий
- первая декада мая. Однако
Предгорье в это время предпочтительнее Южного берега, тем более что в горных озерах вода уже теплая. Июнь хорош везде очень долгим световым днем, пустынностью пляжей, чистым и теплым уже морем и низкими ценами. Июль и август я бы рекомендовал только для прогулок вдоль побережья, чтобы купаться можно было каждые полчаса. С сентября по ноябрь - прекрасные условия для дальних поездок. Ну и зима, в принципе не создает особых препятствий, а случается, и прибавляет острых ощущений.
Что касается уровня подготовки велотуристов, то, согласно неписаному правилу, для допуска на трассу определенной сложности каждый турист должен проходить тесты. Небольшие участки, позволяющие проверить уровень и спортивного, и экстрим-катания, есть на каждом из маршрутов.
Опытный инструктор в течение одной-двух недель может сделать для начинающих доступным катание по вьючным тропам Южного берега и Юго-западного Крыма, а также по грунтовым дорогам на Яйлах, на Тарханкуте и на Керченском полуострове.
Для спортсменов и продвинутых будут доступными (при серьезной инструкторской работе) дороги и тропы всех районов велотуризма Крыма. Для техничного катания можно рекомендовать трассу мотокросса над Массандрой и трассы дерт-джампинга у Алушты. Для подъема и спуска - нижнюю (лесную) часть тропы от Ангарского перевала (752 м) через Грушевую поляну к Ангар-буруну (1360 м).
Для сдвинутых так же (а может, и в большей мере?) необходим инструктор, квалификация которого позволит найти для них, действительно, нечто экстремальное. Например, для скального триала во всей его необузданной мощи идеально (в полном духовном и языческом смысле этого слова) подходит
Шайтан-Мердвень (Чертова Лестница). Для тех, кто любит прыгать с обрывов, хорош Коктебель, точнее мыс Хамелеон. Тропа, которая вьется по гребню Хамелеона, просто создана, чтобы снимать жуткие реальные экшены. Впрочем, это не совет. Просто когда смотришь западные экстрим-видео, всегда сравниваешь ландшафты разных стран, где это происходило и приходишь к выводу, что все можно было снять в Крыму с не меньшим драйвом.
Замечательной особенностью
Крыма является возможность
дозировать и усложнять нагрузки до любой степени практически на всех маршрутах. Трассы в Предгорье или в южнобережных парках могут усложняться участками скал и крутыми склонами. Возвращение на уже знакомые участки позволит намного эффективнее использовать инерцию, точную работу корпуса, режим педалирования и передач, ставить перед собой более сложные задачи и получать большее удовольствие.
Спортивно-туристическая организация «КрымВелоКлуб» приглашает всех желающих в велосипедные походы. Каждое воскресенье мы совершаем несложные вылазки с детьми и подростками - на Мангуп, на Демерджи… Удачным получился семидневный велопоход в конце минувшей осени по Керченскому полуострову. В гости к нам приехала группа 15-16-летних любителей велоэкстрима из Москвы. Этому походу предшествовала длительная переписка по Интернету, в результате которой мы разработали для гостей несколько маршрутов, провели рекогносцировку выбранного варианта, предоставили велосипеды, снаряжение, инструкторов, повара, врача, машину сопровождения. Московские велотуристы остались очень довольны, и теперь намерены составить нам компанию в походе по Тарханкуту.
«КрымВелоКлуб» прилагает много усилий для популяризации и активных видов туризма на полуострове. С этой целью мы 9 марта организовали краеведческую конференцию «Женские лики Тавриды», в которой приняли участие 60 человек из 20 школ Симферополя. Есть уверенность, что со временем активисты «КрымВелоКлуба» станут профессиональными инструкторами велосипедного туризма.
Георгий Красноносов, президент «КрымВелоКлуба»
|