Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" апрель 2004 № 9 (103)

«ХоббиТуры»: полигон экстремального туризма

Активный туризм в Крыму становится самостоятельной подотраслью

На недавно прошедших выставках MITT в Москве и UITT в Киеве был представлен каталог «ХоббиТуры», рассказывающий об активных видах туризма в Крыму. По заказу Министерства курортов и туризма Крыма его выпустила туристская газета «Терра Таврика». Первый такой каталог, изданный в 2003 году, назывался «Экстремальный туризм».
По сравнению со своим старшим собратом, каталог «ХоббиТуры» резко набрал в весе. Даже беглый просмотр убедительно свидетельствует о том, что Крым становится полигоном активных, экстремальных видов туризма в СНГ. Например, каждый год на полуострове увеличивается количество полостей, оборудованных для посещения неподготовленными экскурсантами. Минувшим летом к четырем природным пещерам – Кизил-Кобе (Долгоруковский массив), Мраморной и Эмине Баир Хоссар (Чатыр-Даг), Трехглазке (Ай-Петри) прибавилась пещера Скельская (близ села Родниковое под Севастополем).
Активно развивается конный туризм. Более всего конный туризм получил развитие под Алуштой. Программы конного клуба «Демерджи» рассчитаны на новичков. А для тех, кто хочет вкусить романтику конного похода в полной мере, фирма «Отдых» совместно с конным клубом «Аллюр» предлагает единственный в Крыму многодневный конный тур. Конно-спортивный клуб «Пегас» активно осваивает конные путешествия районе горы Чатыр-Даг. Особенно интересно зимнее восхождение на вершину.
Из новинок можно предложить желающим катание на ослах. Эту услугу фермер Н.Н.Помогалов предлагает в районе «пещерных городов» Мангуп, Эски-кермен в Бахчисарайском районе, и она завоевывает все больше сторонников.
Привлекает внимание информация от фирмы «Ялтатурист» о зимних видах отдыха на плато Ай-Петри: здесь построен закрытый каток площадью 400 кв.м, оборудованы лыжные трассы с бугельными подъемниками (в том числе самым длинным в Крыму - протяженностью 1300 метров), организован прокат лыжного оборудования, коньков, катание на снегоходах.

Каталог «ХоббиТуры» был тепло принят профессионалами турбизнеса на первой специализированной выставке «Активный туризм» в Москве. Важно отметить, что крымский экстрим изначально тесно связан с туристическими фирмами России. Чемпионат Москвы по скалолазанию многие десятки лет проводится в Крыму, в Форосе. Там же проводит мастер-классы сборная России по горному велосипеду. Пожалуй, и то, что соревнования по подводной фотографии проводятся не на Москве-реке, а в акваториях Коктебеля или Тарханкута, нет ничего удивительного. Для экстрима нужны, с одной стороны, уникальные, ни с чем не сравнимые условия (например, гора Узун-сырт в Коктебеле всегда, при любом направлении ветра дает восходящие потоки - ее даже в Отечественную войну немецкие летчики не бомбили), а с другой стороны - богатые, но слабо реализующие свою энергетику жители мегаполисов.
По сравнению с массовым туризмом, экстрим имеет важные особенности, поэтому его или быть не может вообще, или он развивается как самостоятельная подотрасль туризма со своими природными и техническими ресурсами, кадрами и методами продаж.
Природные особенности как ресурсы экстрима становятся таковыми исключительно на основе моды и тонких неформальных материй. Не всегда можно оценить, сравнить, а иногда даже и понять смысл этих ресурсов. Прозрачность воды Тарханкута с видимостью на десятки метров - это понятно. Общая протяженность шести ярусов Красных пещер в 21 км - впечатляет. Для роллеров и мотоциклистов есть у нас и самый большой в мире трамплин высотой 14 метров (вообще-то построен для тренировок палубной авиации). Ну, а ресурсы для диггеров (исследователей подземелий) 5-километровых подземных галерей на брошенном командном пункте Черноморского флота, а «лунные ландшафты» Караби-яйлы для джипперов оценить можно выражением: «возбуждающе страшно». «Возбуждающе красиво» - это уже о технических прибамбасах. Воздушные шары, подводное оснащение, вело-монстры для прыжков по скалам - все это еще и угрожающе дорого. Смотришь и думаешь: да, такого я себе не позволю никогда, ну дай хоть потрогаю. Находится добрая душа, дает потрогать, потом покататься. Потом тебе продают что-то почти убитое, а потом ты уже сам себе не веря, покупаешь за стоимость приличного дома какой-нибудь кусочек пластика с тремя сменными парусами и радостно катишь на мыс Казантип. Теперь ты - серфер...
Ну ладно, не кусочек пластика, а просто большой воздушный шарик. Но тоже за стоимость небольшого особняка. И едешь в Коктебель. Ну, или парочку баллонов, вроде сифонов для газировки. И - в Балаклаву, нырять за сокровищами «Черного Принца».

Это болезнь? Наверное. Во всяком случае, передается она в прямом контакте. Продавцом снаряжения (да и изготовителем его) не может быть обычный специалист. Просто менеджер по продажам или просто инженер в этой системе не найдут своего места. Здесь только фанаты, а грань между продавцом, покупателем, разработчиком, клиентом непрерывно переходится по всем вертикалям и горизонталям. Производитель досок для скейтборда отправляется в свободное время прыгать с парашютом. Водолаз, утомившись от дайвинга, прыгает на велосипеде по земляным буграм.
Итак, что за кадры «решают все» в экстриме?
Каждый из небольших московских магазинчиков, продающих дорогие игрушки для борьбы со стихией («Кант», «Ультра-Си», «Эрцог», «Вертикальный мир» и другие), это, прежде всего клуб со своей постоянной тусовкой. Есть конечно большие системы вроде «Спорт-Мастер», «Триал-спорт» - но эти работают на «мажоров», для которых важно просто купить модную вещь, какой-нибудь редкий размалеванный сноуборд и красоваться с ним в Крылатском, лишь иногда осторожненько съезжая на нем.
Экстремалы свои игрушки убивают очень быстро, а потому постоянно что-то докупают, апгрейдят, меняют, а в магазин ходят хотя бы раз в неделю. Формально или неформально магазины имеют профессиональные и любительские команды, поэтому организуют не только соревнования и сборы в Москве, но и выезды. «Эрцог» и «Вертикальный мир» - это еще и серьезные туристические фирмы. Но опять же - это не традиционные фирмы.
Основной метод продаж - прямое заражение. Показательные выступления перед десятками и сотнями тысяч зрителей (например, перед концертов группы «Продиджи» на Красной площади в
Москве, на трамплинах с искусственном покрытием прыгали сноубордеры). Затем прокат снаряжения и персональный инструктор. Формирование групп из постоянных клиентов магазина, включение в группу профессиональных звезд, ясная перспектива кататься и общаться вместе со звездой. Программы на лето, и на зиму, программы «на вырост», как, например, у московского общественного объединения «Коллекция приключений», где маленькие дети начинают с игр в Гарри Поттера, а подрастая совершают многодневные горные переходы на велосипедах или плотах.
Но могут быть и разовые туристические акции. Например, «Ультра-Си», торгующий парусными досками, собирал в лучшие годы на Казантипе до тысячи серферов. Кубок РФА (Российской фанбординг ассоциации) сейчас из двухнедельного напряженного события превратился в спокойный двух-трехмесячный сезон катания. Такие пансионаты как «Рига», «Лаванда», держатся на плаву во многом благодаря московским серферам.

Далеко не всегда роль крымских принимающих баз только пассивная. Ялтинский конно-спортивный клуб «Карьер» со своей знаменитой детской программой «Кольцо следопыта» имеет для экстрима все свое: джипы, горные велосипеды, комплекты для дайвинга и пейнтбола, ну и конечно лошадей. Однако цены на все эти излишества доступны и привлекательны прежде всего для жителей крупных российских городов. Несколько сот российских туроператоров предлагают «Кольцо следопыта», а еще с десяток - подражателей этой программы (впрочем, для туристов не имеет значения, кто придумал, а кто перенял) - детский экстрим отлично продается.
Несколько слов нужно сказать о производителях экстрим-снаряжения. Московский бренд дорогих горных велосипедов «Атом» всерьез занялся своим продвижением в Алуште. По многим причинам именно Алушта претендует на роль экстрим-столицы Крыма (лидирующий пока в разных видах активного туризма Севастополь не имеет условий для зимнего спорта).
Как это не удивительно, но успех или неуспех горного велосипедного туризма определит и перспективность инвестиций в строительство горнолыжного комплекса на склонах Чатырдага. Ведь именно любители (фанаты если точнее) скоростного спуска на сверхдорогих велосипедах пользуются канатно-кресельными дорогами весь теплый сезон. Горнолыжные отели с их камерами хранения инвентаря и мастерскими, а также инструкторскими кадрами во всем мире (в том числе в Красной поляне у Сочи) работают летом для велосипедистов. Сравнивая окрестности Алушты и Сочи, можно сразу отметить большее число солнечных дней и меньшую влажность воздуха в Крыму. Так что потеть в Алуште явно легче.

Кстати, о потении. Еще одной отличительной особенностью каталога «ХоббиТуры» стала детальная информация о «региональных центрах активного туризма», - попросту говоря, базах размещения, предлагающих не только различные программы, но и столь важные после потения горячий душ, здоровое питание и спокойный сон. Так, в Коктебеле эту почетную обязанность взял на себя ТОСК «Приморье», в Бахчисарае – туротель «Привал» и ТОК «Орлиный залет», на Керченском полуострове – пансионат «Крымское Приазовье», на Тарханкуте – ТОК «Гавань»… Примечательно, что «Приморье», «Орлиный залет», «Гавань» принадлежат АО «Крымтур», который давно и небезуспешно позиционирует себя как крупнейший туроператор по активным видам туризма.
Важно, что все эти базы размещения для стабильного интереса экстремалов имеют и инструкторов, и механиков. При всем нынешнем глобализме и общемировых стандартах на гостиничный бизнес, в экстриме все определяют не инвестиции, а личности. Возвращаясь к каталогу «ХоббиТуры», хочу отметить, что как раз на личности он богат. Все кто работает в экстриме, обрадуются, увидев на его страницах многих друзей.
Выпустив в свет столь содержательный каталог, газета «Терра Таврика» не намерена останавливаться на достигнутом. В планах редакции – подготовка (к началу следующего выставочного сезона) проекта «Ничто не слишком».
Работа над проектом уже началась: сейчас газета собирает информацию в «Календарь событий ХоббиТуры-2004», где будут представлены главные события в деятельности крымских фирм, предлагающих активные формы туризма. В течение года «Терра Таврика» и приглашенные журналисты будут принимать участие в этих мероприятиях, готовить материалы для телестудий, газет и журналов. В дальнейшем эти материалы лягут в основу нового каталога на бумажном носителе, мультимедийного компакт-диска, интерактивного веб-сайта и специализированного раздела на туристической выставке в Ялте.
Игорь Русанов , кандидат географических наук.
Приглашаем обсудить наши материалы на ФОРУМЕ или в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Теперь Вы сможете легко найти у нас необходимые сведения по ключевым словам, вводя их в поисковую форму


Найти: на:

Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН
Адрес редакции: ул. Воровского, 24 (дк з-да им. Кирова),
г. Симферополь, АР Крым, Украина 95053
Редакция: тел/факс (0652) 291-795, тел. 54-58-94
E-mail: terra@pop.cris.net


Hosted by uCoz