Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" апрель 2004 № 9 (103)

Российские турфирмы ищут дорогу в Крым

Традиционная конкуренция между Сочи и Крымом в этом сезоне может обостриться по неэкономическим причинам. Новый закон «О туризме», в начале этого года вступивший в силу на Украине, ввел запрет на работу украинских поставщиков туруслуг напрямую с российскими туроператорами. В российских компаниях опасаются, что увеличение цепочки посредников приведет к росту цен на путевки. Чтобы этого избежать, украинские официальные лица неофициально предлагают не соблюдать закон. Основной конкурент Крыма Сочи повышать цены между тем не спешит.

Закон, не обязательный к исполнению

Вступление в силу нового украинского закона «О туризме» вызвало панику среди российских турфирм, отправляющих туристов в Крым. 37-я статья этого документа запрещает иностранным туроператорам работать напрямую с украинскими туристическими предприятиями. Другими словами, закон обязывает российские турфирмы заключать договоры с крымскими санаториями и пансионатами только через украинских посредников. Соблюдение этого требования обернулось бы для российских туроператоров кардинальным пересмотром схемы работы с крымскими партнерами: пришлось бы либо заключать договоры с местными посредническими структурами, либо открывать в Крыму свои представительства, учрежденные на имя украинских граждан. Разумеется, и то и другое неминуемо ведет к существенному увеличению накладных расходов и соответственно росту цен на путевки в Крым.
Очевидно, что повышение цен может существенно уменьшить количество российских туристов в Крыму. Ведь для многих россиян одним из основных аргументов в пользу отдыха в этом регионе остается прежде всего низкая стоимость: путевка в крымский санаторий или пансионат среднего уровня до сих пор обходилась на 10-15% дешевле, чем аналогичный тур в Сочи.
Украинские власти между тем до сих пор не дали внятного ответа на вопрос, соблюдать ли российским турфирмам злополучную 37-ю статью или нет. С одной стороны, официальные лица несколько раз устно заявляли, что российские компании смогут продолжить работать по-старому. Так, заместитель председателя государственной туристической администрации Украины Евгений Самарцев, открывая в феврале ярмарку «Крым. Курорты. Туризм`2004» в Ялте, сообщил, что изменения в туристическом законодательстве Украины никак не ограничивают право санаториев, пансионатов и прочих объектов размещения работать с украинскими и зарубежными операторами. Но официальная позиция до сих пор так и не была объявлена.
Между тем закон «О туризме» содержит на этот счет крайне жесткую формулировку: он признает недействительными все договоры с объектами размещения, которые заключены с нарушением 37-й статьи.
Крымская администрация, похоже, также считает, что новый закон соблюдать необязательно. По крайней мере, министр курортов Крыма Александр Таряник в беседе с корреспондентом Ъ заявил, что «особых проблем для привлечения отдыхающих в Крым в этом году в связи с принятием нового закона «О туризме» не будет», а цены на путевки останутся на уровне прошлого года.
Интересно, что у крымских санаториев уже существует готовая схема, позволяющая обходить положения нового закона «О туризме». Здравницы, крайне заинтересованные в туристах из России, на долю которых приходится более половины турпотока в регионе, разработали ее уже давно, чтобы оптимизировать налогообложение. По словам главврача евпаторийского санатория «Таврида» Станислава Джигоры, он уже несколько лет продает путевки одной российской турфирме через коммерческую структуру, созданную этой компанией в Керчи. Кроме того, крымские здравницы продолжают заключать прямые договоры на продажу путевок с крупными предприятиями, профсоюзами и госструктурами Казахстана и Белоруссии.
Окончательные цены на отдых в Крыму и Сочи, скорее всего, станут известны к началу апреля. Предварительные цены, которые «Ъ» удалось получить в московских турфирмах (см. таблицу), пока отличаются незначительно. А разница между стоимостью размещения в санаториях и пансионатах среднего уровня и вовсе незаметна.

Внутренняя конкуренция

Главный российский курорт в этом году не стал сильно поднимать цены на отдых. В среднем стоимость гостиниц и санаториев в Сочи увеличится на 5-7% по сравнению с прошлым годом. Дорогие же отели и вовсе намерены оставить цены на уровне прошлого года. К примеру, так поступили оба сочинских «Рэдиссона» – «Рэдиссон-Лазурная» и Парк-отель.
По мнению экспертов туррынка, такая ситуация отчасти спровоцирована ростом конкуренции на сочинском рынке гостиничных услуг. В последние годы в городе получил бурное развитие так называемый частный гостиничный бизнес, который теперь едва ли не на равных конкурирует с гигантами сочинский курортной индустрии. Ежегодно в районе Большого Сочи появляется несколько десятков частных отелей. До сих пор они были совсем небольшими – на 10-20 мест. Однако строящиеся в последнее время гостиницы демонстрируют тенденцию к увеличению номерного фонда. Раньше владельцы частных отелей предпочитали строить невысокие, максимум трехэтажные здания, сейчас они все чаще возводят четырех-пятиэтажные отели с лифтами, а некоторые даже обустраивают на крышах бассейны.
«Популярность частных гостиниц объясняется прежде всего более низкой стоимостью,– говорит Сергей Ромашкин, генеральный директор турфирмы «Дельфин».– Проживание в одном из корпусов комплекса «Адлер-курорт» может стоить около 800-850 рублей в сутки. В мини-гостинице, которая расположена в районе того же самого Адлера, номер аналогичной комфортности обойдется максимум в 600 рублей».
Конечно, в отличие от своих конкурентов-гигантов частные гостиницы не могут предложить постояльцам санаторное обслуживание. Однако очень часто туристы готовы от него отказаться, предпочитая сэкономить: услуги частных отелей примерно на 30-40% дешевле. Подобная дешевизна зачастую объясняется тем, что мини-отели изо всех сил оптимизируют налогообложение и коммунальные платежи. К примеру, регистрируют здание гостиницы как обычный частный дом, что позволяет за коммунальные услуги платить меньше, а налоги не платить вовсе.
Марк АГАТОВ, Евпатория Юлия ЧЕРНЕНКО
«Коммерсантъ», 24 марта 2004 г. № 52 (публикуется с сокращениями).
www.kommersant.ru
Приглашаем обсудить наши материалы на ФОРУМЕ или в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Теперь Вы сможете легко найти у нас необходимые сведения по ключевым словам, вводя их в поисковую форму


Найти: на:

Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН
Адрес редакции: ул. Воровского, 24 (дк з-да им. Кирова),
г. Симферополь, АР Крым, Украина 95053
Редакция: тел/факс (0652) 291-795, тел. 54-58-94
E-mail: terra@pop.cris.net


Hosted by uCoz