Российские турфирмы ищут дорогу в КрымЗакон, не обязательный к исполнениюОчевидно, что повышение цен может существенно уменьшить количество российских туристов в Крыму. Ведь для многих россиян одним из основных аргументов в пользу отдыха в этом регионе остается прежде всего низкая стоимость: путевка в крымский санаторий или пансионат среднего уровня до сих пор обходилась на 10-15% дешевле, чем аналогичный тур в Сочи. Украинские власти между тем до сих пор не дали внятного ответа на вопрос, соблюдать ли российским турфирмам злополучную 37-ю статью или нет. С одной стороны, официальные лица несколько раз устно заявляли, что российские компании смогут продолжить работать по-старому. Так, заместитель председателя государственной туристической администрации Украины Евгений Самарцев, открывая в феврале ярмарку «Крым. Курорты. Туризм`2004» в Ялте, сообщил, что изменения в туристическом законодательстве Украины никак не ограничивают право санаториев, пансионатов и прочих объектов размещения работать с украинскими и зарубежными операторами. Но официальная позиция до сих пор так и не была объявлена. Между тем закон «О туризме» содержит на этот счет крайне жесткую формулировку: он признает недействительными все договоры с объектами размещения, которые заключены с нарушением 37-й статьи. Крымская администрация, похоже, также считает, что новый закон соблюдать необязательно. По крайней мере, министр курортов Крыма Александр Таряник в беседе с корреспондентом Ъ заявил, что «особых проблем для привлечения отдыхающих в Крым в этом году в связи с принятием нового закона «О туризме» не будет», а цены на путевки останутся на уровне прошлого года. Интересно, что у крымских санаториев уже существует готовая схема, позволяющая обходить положения нового закона «О туризме». Здравницы, крайне заинтересованные в туристах из России, на долю которых приходится более половины турпотока в регионе, разработали ее уже давно, чтобы оптимизировать налогообложение. По словам главврача евпаторийского санатория «Таврида» Станислава Джигоры, он уже несколько лет продает путевки одной российской турфирме через коммерческую структуру, созданную этой компанией в Керчи. Кроме того, крымские здравницы продолжают заключать прямые договоры на продажу путевок с крупными предприятиями, профсоюзами и госструктурами Казахстана и Белоруссии. Окончательные цены на отдых в Крыму и Сочи, скорее всего, станут известны к началу апреля. Предварительные цены, которые «Ъ» удалось получить в московских турфирмах (см. таблицу), пока отличаются незначительно. А разница между стоимостью размещения в санаториях и пансионатах среднего уровня и вовсе незаметна. Внутренняя конкуренцияПо мнению экспертов туррынка, такая ситуация отчасти спровоцирована ростом конкуренции на сочинском рынке гостиничных услуг. В последние годы в городе получил бурное развитие так называемый частный гостиничный бизнес, который теперь едва ли не на равных конкурирует с гигантами сочинский курортной индустрии. Ежегодно в районе Большого Сочи появляется несколько десятков частных отелей. До сих пор они были совсем небольшими – на 10-20 мест. Однако строящиеся в последнее время гостиницы демонстрируют тенденцию к увеличению номерного фонда. Раньше владельцы частных отелей предпочитали строить невысокие, максимум трехэтажные здания, сейчас они все чаще возводят четырех-пятиэтажные отели с лифтами, а некоторые даже обустраивают на крышах бассейны. «Популярность частных гостиниц объясняется прежде всего более низкой стоимостью,– говорит Сергей Ромашкин, генеральный директор турфирмы «Дельфин».– Проживание в одном из корпусов комплекса «Адлер-курорт» может стоить около 800-850 рублей в сутки. В мини-гостинице, которая расположена в районе того же самого Адлера, номер аналогичной комфортности обойдется максимум в 600 рублей». Конечно, в отличие от своих конкурентов-гигантов частные гостиницы не могут предложить постояльцам санаторное обслуживание. Однако очень часто туристы готовы от него отказаться, предпочитая сэкономить: услуги частных отелей примерно на 30-40% дешевле. Подобная дешевизна зачастую объясняется тем, что мини-отели изо всех сил оптимизируют налогообложение и коммунальные платежи. К примеру, регистрируют здание гостиницы как обычный частный дом, что позволяет за коммунальные услуги платить меньше, а налоги не платить вовсе. Марк АГАТОВ, Евпатория Юлия ЧЕРНЕНКО «Коммерсантъ», 24 марта 2004 г. № 52 (публикуется с сокращениями). www.kommersant.ru |
Найти: | на: |
Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН |