Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Газета "ТЕРРА ТАВРИКА"

Долгосрочное планирование туризма и массового отдыха


1. Общие положения
2. Отраслевые решения

3. Региональные особенности

Евпатория - начнем с нее, поскольку в последние годы город дает всему Крыму примеры и межнационального согласия, и внимания к молодежи, и развития экскурсионной сферы и сферы развлечений, где все-таки лидируют не казино, а театры, международные творческие фестивали.
Не имея такого благоприятного климата и такого богатства туристических ресурсов, как Ялта, Евпатория, тем не менее, к своим круглогодичным возможностям лечения добавила и добавляет непрерывно современные формы этнического туризма, музейного дела. Здесь построен хороший экстрим-парк для роликовых коньков и трюкового велосипеда. В отличном состоянии пляжи и парки. При этом отдых здесь не дорожает.
Понемногу приходят в порядок и примыкающие к городу огромные пляжи, идеальные для кемпингов.
Городу, вероятно, нужна только хорошая информационная поддержка.

Черноморское и Северо-запад - новостей об этом районе почти столько же, как из экспедиции на Марс. В стихию "перестройки" он вступил со слабыми позициями, а где-то еще их и потерял. Мода на дайвинг и деньги московских любителей акваланга подняла несколько населенных пунктов, но лавина бедных и малокультурных отдыхающих создает по всему побережью слишком много гигиенических проблем.
Району нужна для начала хорошая информационная раскрутка и новые программы на межсезонье, например, для любителей съемки перелетных птиц (такие программы популярны в Дубаи).
Очень показателен в плане недоработки с информацией сезон 2003 года - затяжная низовка в середине лета захватила все южное побережье от Фороса до Феодосии. И ни в одной программе погоды не говорили о том, что в это время вода в Черноморском была +22-24.

Симферополь - при огромных исторических ценностях и замечательных окрестностях для активного туризма, город выпал из поля зрения отдыхающих и превратился в базар-вокзал. Не вдаваясь в бездействие городских властей и руководства крупных туристических фирм, можно говорить лишь о том, что шансы на развитие Симферополя теперь зависят почти целиком от отдыхающих в Николаевке, Береговом, Прибрежном.
Учитывая, что вторая половина дня там, как правило, для купания плоха, Симферополю может помочь всего лишь хорошо поставленная информация. Частная инициатива сразу почувствует новые возможности, так что найдутся и инвестиции для заброшенных памятников археологии, для обустройства горных маршрутов и прочего.

Бахчисарай - городу просто везет. Точнее его везет информационная раскрутка прошлых десятилетий. В наименьшей мере разруха "перестройки" затронула здешние экскурсионные объекты и базы размещения. Ежегодно к ним добавляются новые, при этом ценовая политика остается вполне здоровой, поскольку сезонные колебания не такие болезненные, как в других городах Крыма.
Городу даже не нужно усиление информационной политики. Разброс по датам каникул в разных областях Украины полностью сгладил бы нагрузку.
Более полная информация нужна лишь для возрождения горных сел района и поселка Куйбышево.

Севастополь - частная инициатива в туризме здесь развивалась наиболее динамично, поскольку город оказался в самом тяжелом экономическом положении. Город с недавних пор имеет долгосрочную экономическую программу, в которой туризм играет ведущую роль. Опять же, как и в случае с Бахчисараем, городу необходимы "вечные" каникулы - непрерывная нагрузка школьников, студентов. Круглый год город представляет интерес для зарубежных туристов, однако местные хотельеры должны отдавать себе отчет в том, что европейская публика с детства приучена 1) экономить, 2) планировать свои расходы на многие годы вперед. Цены должны быть с сезонными скидками и выставляться в Интернет с гарантией того, что не будет перемен в течение нескольких лет.

Ялта - развивается в последние годы бурно и конфликтно, повторяя худшие черты развития Лазурного берега (который, как известно, имеет теперь значительные экологические проблемы). Большой Ялте нужны серьезные научные исследования, разработка долгосрочной программы с акцентами на берегоукрепление, строительство подводных пузырьковых завес в гаванях и в устьях рек, расширение пляжной и парковой зоны, свободное передвижение по набережным и старинным горным тропам.

Алушта - все последние годы на слуху и даже в почете. Действительно, она лидирует по зарубежным инвестициям и строительству сверхдорогих здравниц. Но два года безвластия и полное пренебрежение к собственному населению сделали город очень грязным и апатичным.
Нарастание межнациональных проблем от Партенита до Приветного во многом определяется отсутствием информации. При самых богатых в Украине туристических ресурсах ни исторические памятники, ни активный туризм не получают никакого развития.
Вероятно, здесь должна установиться определенность с городским головой. А потом - разработка долгосрочной научной программы. Акценты - те же, что и в Ялте, но в круглогодичной работе Большой Алушты гораздо больше возможностей дают активные виды туризма, а также олимпийские виды спорта.

Судак - в общем, все достаточно хорошо, но сезон слишком короткий, а скандалов на межнациональной почве слишком много. Притом, что земля откровенно заброшена, огромные участки побережья не освоены. Району нужна раскрутка для привлечения отдыхающих, открытость тендеров на освоение прибрежных и горных участков, приоритетность проектов круглогодичной работы.

Феодосия - в целом город и поселки производят впечатление динамичного развития. Но сезон слишком короткий, а в высокий сезон слишком грязно. Городу и поселкам для начала надо обеспечить себе плотную загрузку на майские праздники. Для успеха "бархатного" сезона, которого тут обычно не бывает, обзаводиться бассейнами на своей территории и продвигать для своих отдыхающих целебные старокрымские леса, горные урочища и пещеры. Культурных и исторических достопримечательностей округи хватило бы на средних размеров страну. В плане информации Феодосия, Коктебель и Старый Крым, на первый взгляд, достаточно известны. Но, пожалуй, молодежь, не знакомая с классической литературой, здесь имеет пробелы. Так что этому региону стоило бы напрячься для того, что называется захват нового потребительского поколения. Причем такими методами, которые для него предпочтительны: Интернет, молодежные фестивали, телесериалы. Положительным примером можно назвать пляжный развлекательный комплекс "Клуб 117" на 117 км шоссе Симферополь - Керчь, созданный харьковскими инвесторами. Здесь высокая насыщенность спортивными площадками и простыми сооружениями вроде турников или мишеней для игры дартс, стильное оформление танцпола и баров. При этом сам по себе превосходный пляж посетители получают бесплатно (как и автостоянку и многие другие возможности), а цены на услуги и прокат вполне логичны. Экскурсии для школьников и студентов, наверное, должны быть в рамках модных приключенческих и экстремальных программ.

Керчь и Ленинский район - все еще в состоянии депрессии. Целые оздоровительные комплексы, вроде "Вертолета" в Татарской бухте Казантипа, стоят заброшенными. Многое, конечно, приведено, в порядок. Есть и очень сильные во всех отношениях "Крымское Приазовье" в Мысовом и "Заря" в Нижнее-Заморском, которые могут работать круглый год. Экскурсионные ресурсы богатейшие, однако, мало кто о них знает. Еще меньше знают о здешних лечебных грязях и водах.
Развитие активного туризма несколько подкосил нездоровый успех фестивалей "Казантип", когда в 1997 году они резко переключились с экстремального спорта на клубную электронную музыку и прочие синтетические удовольствия. Фестивалю "Казантип-спорт" теперь гораздо сложнее получить спонсоров и привлечь молодежь. Парусная доска или горный велосипед требуют гораздо больше и усилий, и денег, чтобы собрать достаточно много фанатов в Щелкино и произвести мощное информационное воздействие на публику. Скандалы вокруг "Казантипа" в Поповке привлекают к себе гораздо больше внимания, как прессы, так и спонсоров.
Вполне понятно, что и руководству Ленинского района, и квартиросдатчикам в Щелкино приятнее иметь дело с небольшим числом культурных и денежных экстремалов, чем с дикой оравой музыкальных фанатов, ночующих на пляже.
Однако о возможностях реального Казантипа писать надо больше. Наверное, не надо бояться и слова "пустыня". В свое время Макс Волошин, называя свой Коктебель пустыней, сделал его привлекательным для сотен и тысяч людей, уставших от цивилизации. Сейчас Коктебель уже поглощен суетой и дешевым пластиком. А вот просторы Керченского полуострова требуют к себе внимания нынешних романтиков. Только романтики эти должны между периодами медитаций и созерцания творить нечто доходчивое и миллионными тиражами.

В заключение - пара слов о построении туристических брендов. Самым ярким брендом 2004 года был "Коктебель - страна коньяков", и это заслуживает отдельной статьи. Пока скажу, что бренд "Коктебель - оазис Серебряного века" принес бы значительно меньше публики, но она не оставляла бы после себя горы гниющих отбросов, а возможно и больше потратила бы на дорогой алкоголь. Однако только приветствовать надо фирму "Коктебель" за огромную работу, сделанную современными методами. Надеюсь, найдутся последователи (но не подражатели), и у разных мест Крыма появятся свои неповторимые бренды, объединяющие и традиции, и новейшие модные неформальные увлечения.
Потянется турист, оживится и интерес деловых людей. Информация здесь пока важнее инвестиций. Впрочем, как и везде в туризме.

1. Общие положения
2. Отраслевые решения

Долгосрочное планирование автотуризма и отдыха в палаточных городках


Игорь Русанов ,
профессиональный отдыхающий.


Приглашаем обсудить наши материалы на ФОРУМЕ или в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Теперь Вы сможете легко найти у нас необходимые сведения по ключевым словам, вводя их в поисковую форму


Найти: на:

Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН
Адрес редакции: ул. Воровского, 24 (дк з-да им. Кирова),
г. Симферополь, АР Крым, Украина 95053
Редакция: тел/факс (0652) 291-795, тел. 54-58-94
E-mail: terra@pop.cris.net


Hosted by uCoz