Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Кустарничество экономистов или организация революционеров?*

Некоторые положения проекта Закона Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О туризме" грозят серьезно изменить расстановку сил на украинском рынке

Тема настолько актуальна, что стала предметом обсуждения на совещании в Министерстве курортов и туризма Крыма (МКиТ), на заседании правления Крымской ассоциации туристических агентств (КАТА), в прессе (см. газету «Бизнес» от 2 сентября), и конечно, в непосредственном общении руководителей туристических фирм.
Новая редакция проекта Закона содержит немало нововведений. Например, впервые обозначено разделение на туроператоров и турагентов. Чем же они отличаются?
«Туроператор – юридическое лицо по законодательству Украины, которое непосредственно и регулярно осуществляет деятельность по организации, формированию, реализации и оказанию туристических услуг; турагент – юридическое или физическое лицо по законодательству Украины, которое осуществляет реализацию туристических услуг туроператора».
Так говорит проект Закона. В то же время, реалии нашего рынка таковы, что «чистых» туроператоров и турагентов в природе просто не существует. Попросту говоря, одна фирма может выступать в роли и туроператора, и турагента. Она, как туроператор, специализируется на продаже мест в одной здравнице, имеет существенные скидки и продает эти места другой фирме. Возможно, это неправильно с точки зрения учебника по турбизнесу, но справедливо по жизни. Но главным отличием туроператора от турагента является количество денег, которые должна заплатить фирма. Речь идет о том, что «с целью защиты имущественных интересов туристов создается Гарантийный фонд, государственное специализированное учреждение, которое выполняет функции возмещения средств туристам. Фонд формируется за счет денежных залогов. Денежным залогом являются деньги, которые выплачиваются Фонду субъектом туристической деятельности, как финансовая гарантия исполнения обязанностей перед туристом.
Размер денежного залога устанавливается: 130000 (сто тридцать тысяч) гривень для туроператоров и юридических лиц, которые предоставляют услуги проживания и не являются собственниками заведения; 13000 (тринадцать тысяч) гривень для турагентов. Для туроператоров, которые занимаются исключительно внутренним и въездным туризмом, могут устанавливаться льготы не более чем 50% размера, установленного для туроператоров. Неисполнение требований этой статьи влечет за собой лишение лицензии на право осуществления туристической деятельности».
Мнения руководителей крымских фирм, естественно, разделились.
Многие директора в приватных беседах честно заявили, что заплатить такие деньги они просто не в силах. Однако прозвучали и другие мнения.
Дело в том, что в Крыму уже сложилась «могучая кучка» фирм, которые позиционируют себя как крупные туроператоры. Так, несколько положительных моментов в новой редакции Закона обнаружил директор компании «Тур-Этно» (Севастополь) Андрей Пылов:
– В Севастополе сейчас имеют лицензии на туристическую деятельность более 200 структур. Это и частные гостиницы, которые получают лицензию, чтобы не тратиться на сертификацию, и владельцы ведомственных баз размещения, и отделы при многопрофильных фирмах… Многие из этих организаций работают непрофессионально, некорректно, зачастую – полулегально, а претензии, как правило, туристы высказывают тем, кто на слуху. Новая редакция Закона позволит более четко структурировать рынок, усилит позиции сильных игроков, заставит подтянуться слабых.
Это мнение разделяет директор предприятия «Ласпи» (Севастополь) Елена Баженова:
– По моему мнению, туроператорская лицензия должна поглощать турагентскую. Я приветствую создание Резервного фонда, но цивилизованным образом. Иными словами, если ты назвался туроператором, у тебя должны быть средства, которыми ты готов отвечать за свою деятельность. Более осторожную позицию занимает директор фирмы «Кенеш» (Симферополь) Владимир Сегеда:
– В мире существует практика работы фирм со страховыми компаниями. Мне легче заплатить деньги уважаемой страховой компании, а не в непонятный Резервный фонд. Вызывает вопросы и положение о создании Национальной Туристической Организации (НТО) Украины, которая, как следует из документа, будет существовать на деньги этого фонда и за счет коммерческой деятельности.
Несомненно позитивным моментом в новом законе В. Сегеда считает попытку защитить украинский рынок от посягательств иностранных (читай – российских и белорусских) фирм, которые зачастую работают с крымскими здравницами напрямую: «Организация и предоставление туристических услуг на территории Украины осуществляется исключительно юридическими и физическими лицами – резидентами Украины».
Сотрудники Министерства курортов и туризма сделали немало ценных замечаний и существенных поправок к проекту нового закона. Например, позиция МКиТ по поводу создания Гарантийного фонда однозначна. В «Предложениях Министерства курортов и туризма Крыма о внесении изменений и дополнений в проект Закона Украины «О туризме», направленных в Киев, говорится следующее: «По нашему мнению, создание такого гарантийного фонда не является необходимым по нескольким причинам.
1. В настоящее время одним из требований к лицензиатам является договор о страховании ответственности туристического предприятия перед своими туристами за не предоставление, либо предоставление в неполном объеме или ненадлежащего качества туристических услуг. Соответственно с данным договором в случае нанесения ущерба туристу страховая компания возмещает ему сумму нанесенного ущерба. Как показывает практика, субъекты туристической деятельности, которые пришли работать на туристический рынок не на один год, дорожат своей репутацией, поскольку она приобретается годами, заботятся о своих клиентах. Поэтому даже в случае возникновения каких-либо недоразумений, субъекты хозяйствования стараются решить проблемы в рабочем порядке, не доводя до жалоб и претензий. Как свидетельствует опыт, страховые компании по таким договорам редко выплачивают сумму убытка.
2. Сумма денежного залога составляет несколько тысяч гривень. Соответственно ст. 1 Закона Украины “О предпринимательстве”, предпринимательство – это самостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск деятельность по проведению работ, оказанию услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли.
3. Большинство субъектов туристической деятельности работают несколько лет, каждые три года получая новую лицензию, а сумма денежного залога возвращается предприятию только после завершения срока действия лицензии или прекращения туристической деятельности предприятием. С учетом вышесказанного, а также того, что средства денежного залога для субъекта туристической деятельности будет лежать “мертвым капиталом”, не приносящим прибыли, сотрудничество страховых компаний и субъектов туристической деятельности является законным и успешным, считаем нецелесообразным принятие раздела V.
В случае если, по мнению Государственной туристической администрации, создание Гарантийного фонда является необходимым, просим учесть наши предложения о снижении стоимости лицензий на:
Туроператорскую деятельность до 100 000 гривень
Турагентскую деятельность до 5 000 гривень
Операторскую деятельность по внутреннему и въездному туризму – 50 000 гривень.
Положение о Гарантийном фонде должно быть вынесено на обсуждение туристической общественности Украины».
Живое обсуждение вызвала эта тема и на расширенном заседании правления Крымской ассоциации туристических агентств.
– Позиционирование рынка, несомненно, нужно, но оно не должно происходить насильственными методами, - говорит директор фирмы «Южный тур» (Симферополь) Лариса Казаченко. – Суммы, которые нужно заплатить за свою деятельность, для большинства фирм просто нереальны. Ясно, что некоторые фирмы просто хотят стать монополистами на рынке. Это приведет либо к уничтожению небольших фирм, либо они будут вынуждены уйти в тень.
Эту мысль поддержала директор фирмы «Сезоны-2000» (Ялта) Татьяна Безгинская:
– Поправки к закону о туризме ведут к монополизации и переделу рынка. Это происходит уже сегодня. Достаточно отметить, что круизные суда в Ялте почему-то обслуживают фирмы из Запорожья.
Директор фирмы «Профтур» Александр Краснов возмущен:
– Это форменный грабеж. Причем, если бы эти деньги клались на депозит моей фирмы, это еще можно было бы как-то понять. Но отдавать их непонятно кому – этот нонсенс.
– Настораживает детализация предложенного к обсуждению проекта, – говорит Игорь Поляков, директор предприятия «UTIS» (Киев). – Закон больше напоминает инструкцию, которая с изменением законодательства в сфере налогообложения сразу устареет. А у Парламента Украины не будет возможности изменять его на каждой сессии.
Таково мнение заинтересованных лиц, - тех, кому предстоит испытать все прелести нововведений.
Но если с туроператорами, то есть «акулами турбизнеса», в общем, ситуация ясна, то как в новых реалиях сложится судьба маленьких фирм, имеющих небольшие объемы, пока неизвестно. Поэтому мы решили провести опрос на тему: «Как вы действовали бы, если бы закон был уже принят в той редакции, которая предлагается к обсуждению?».
Отрадно, что никто из опрошенных руководителей не намерен сворачивать свою деятельность. Некоторые, правда, поговаривают об уходе в тень, но это в нынешних экономических условиях маловероятно: стабилизация рынка потребовала легализации деятельности, увеличения усилий по рекламе, продвижению на внешний рынок своего турпродукта. Поэтому уход в подполье означает крах: об этих фирмах просто забудут.
Какие же лазейки для дальнейшей работы можно найти в новом законе?
Один из путей решения проблемы – это работа с уже существующим туроператором. Выбор, может быть, и не очень богат, но утешает то, что фирмы, которые готовы, по выражению одного из директоров, «заплатить в Фонд прямо сейчас», – действительно солидные, мощные предприятия, имеющие авторитет на рынке.
Вариант «Лечь под туроператора» приемлемый, но не для всех. «Наша фирма и так работает со многими туроператорами, - говорит директор одной из симферопольских фирм, - но работа только с одним (или несколькими) туроператорами означает частичную потерю нашей финансовой самостоятельности и, в конечном счете, – ослабление и утрату наших позиций на рынке». Один из возможных путей решения этой проблемы логично вытекает из продиктованных самой жизнью консолидации усилий вчерашних конкурентов. Это – дальнейшее объединение, но теперь наряду с финансовыми вопросами на первый план выступают организационные. Попросту говоря, несколько небольших фирм могут сброситься и создать на долевых началах структуру, которая будет носить какое-нибудь громкое название, например, «Весь Крым», и получит желанную лицензию туроператора. Выгода от такого объединения очевидна: это позволит не только выкупать больше мест в здравницах, но и оптимизирует расходы на рекламу, участие в выставках, а главное – даст возможность в какой-то мере диктовать цены и условия покупателям турпродукта. Тем более, что это приветствуется новой редакцией Закона: «Субъекты туристической деятельности с целью улучшения обслуживания туристов могут организовывать свои объединения или ассоциации».
Так или иначе, попытки протащить этот закон и сделать подарок участникам туристического рынка ко Дню туризма, похоже, пока не удались. По мнению Игоря Полякова, проект вряд ли пройдет «чистку» в юридических комиссиях Верховного Совета Украины и скорее всего, будет отправлен на доработку. Какой будет эта доработка, остается только догадываться. Но ясно одно: в такой редакции законопроект не должен быть принят, и от того, насколько мощным будет «глас народа», зависит, насколько выгодные условия для дальнейшей деятельности туристических фирм новым документом будут предоставлены.
Вячеслав Хачатурян
* Название статьи заимствовано из работы В.И. Ленина «Что делать?» (ПСС, 5 изд., том 6, стр. 99), и любезно подсказано Теплухиным А.В.
Государственная туристическая администрация Украины предлагает туристическим организациям страны принять участие в обсуждении проекта Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О туризме»».
Проект опубликован (ZIP) на Туристическом сервере Севастополя http://www.tour.sebastopol.ua .
Предложения, пожелания, замечания можно направлять по E-mail: tour@tsua.net; license@utis.com.ua; turpas@yahoo.com


НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Hosted by uCoz