Вице-президент Туристической ассоциации Украины Степан Романюк:«Особенности национального туризма приводят в восхищение»Туризм в «законе»Авторы проекта новой редакции во всем этом обвиняют действующий Закон, который якобы безнадежно устарел, не отвечает требованиям времени и европейского законодательства. В то же время, как замечают специалисты по туризму, из 19 направлений так называемой «новой государственной политики» (статья 4, п. 2) 16 переписаны разработчиками в законопроект практически слово в слово из действующего Закона. Где истина?Нами проанализированы десятки обращений, которые было представленные в органы законодательной и исполнительной власти всеукраинскими и региональными общественными туристическими объединениями. Руководители туристических предприятий, члены общественных объединений и специалисты по туризму скрупулезно проанализировали три варианта новой редакции законопроекта. Целый ряд полномочий, которые проект предоставляет центральному органу исполнительной власти в отрасли туризма, фактически лишает субъектов туристической деятельности, подавляющее большинство которых - малые предприятия, их законного права заключать прямые договоры, находить новых партнеров, разрабатывать новые маршруты и услуги. Иными словами, это есть грубое вмешательство в их хозяйственную деятельность, которая противоречит Закону Украины «О предпринимательстве». Анализ обращений и экспертных выводов, показывает, что широкой туристической общественности не известны настоящая цель и задача основных положений будущего закона, обоснование целесообразности грубого вмешательства государства в сферу деятельности туристических предприятий, не известна оценка ожидаемых социально-экономических следствий внедрения мероприятий, которые предполагаются в проекте. Руководители общественных объединений, туристических предприятий, к сожалению, не знают и авторского коллектива инициаторов и разработчиков законопроекта. Известно только, что вся надежда у разработчиков законопроекта полагается не на его профессиональное совершенство, а на лоббирование с помощью народных депутатов, которых якобы уже набралось свыше 150. Аналитики и разработчики проекта не отваживаются обоснованно прогнозировать, как распределятся роли на рынке между туроператорами и турагентами, каковы будут социально-экономические следствия в случае принятия этого законопроекта. В то же время эксперты утверждают, что только принудительное применения финансовых гарантий в форме денежного залога для туроператоров и турагентов приведет к убыткам субъектов туристической деятельности на сумму свыше 50 млн. гривен. В результате искусственно организованных банкротств сотен туристических предприятий тысячи их работников останутся без работы, малому предпринимательству в туристической области будет причиненный непоправимый удар. Общественные объединения и специалисты по туризму считают необходимым начать серьезную, высокопрофессиональную подготовку к созданию проекта Туристического кодекса, который согласно Государственной программе, может быть подготовлен до 2005 года. В нем должны найти место новая экономическая модель и генеральная стратегия развития отечественной области туризма. Кстати, эта генеральная стратегия должна быть разработана согласно специальной методике ВТО, как обещал в октябре в этом году на встрече с Премьер-министром Украины генеральный секретарь Всемирной туристической организации. Местные особенности туристической статистикиСтатистическая информация, которую распространяет руководство туристической отрасли, не только не отображает реального состояния дел в туризме, но и противоречит здравому смыслу. Утверждается, что Украина стремглав приближается к 20 странам, которые наиболее посещают иностранные туристы. Якобы вероятный доход от их приезда составляет 4 млрд. долларов США, из которых 1 млрд. перечисляется ежегодно в госбюджет. Декларируется также, что на иностранный туризм приходится 20 % экспортных услуг, 16 % внешнеэкономического торгового оборота Украины. Подчеркивается, что туризм занимает 5 место в объеме экспортных услуг в Украине.На самом деле, в соответствии с данными Госкомстата, напечатанными в сборнике «Внешняя торговля товарами и услугами», в 2001 году удельный вес экспорта туристических услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг Украины составил лишь 2,26 %, а в внешнеторговом обороте Украины – 0,22 %. Согласно данным, приведенным в Государственной программе развития туризма на 2002–2010 годы, консолидированный объем туристических услуг в 2001 году составил 3,2 млрд. грн., иностранным туристам в минувшем году предоставлено туристических услуг на сумму 54,9 млн. долларов. Как видим, эти цифры на несколько порядков меньше той статистики, которая базируется на методике ВТО. При этом отмечается тревожная тенденция: за последние три года объем обслуживания иностранных туристов лицензированными туристическими предприятиями уменьшился практически вдвое. Так, в 1999 году услугами субъектов туристической деятельности воспользовались 15 % иностранных туристов, в 2000 году – 11,7 %, в 2001 году - лишь 7,2 %. Так, в соответствии с оглашенными данными в статистическом бюллетене «Туризм в Украине», в 2001 году в Украине было обслужено 22,1 млн. туристов, из которых 9,4 млн. – это туристы, которые выезжали за границу, 6,9 млн. – внутренние туристы, 5,8 млн. – иностранные туристы. На первый взгляд, цифры впечатляющие. Тем не менее, детальный анализ свидетельствует, что лицензированными туристическими предприятиями из 22,1 млн. было обслужено лишь 2,1 млн. туристов, то есть всего 9,5 %. Из них 1,4 млн. (20,3%) составляли внутренние туристы, 416 тыс. (7,2%) – иностранные, 271 тыс. (2,9%) – туристы, которые выезжали за границу. Даже если к этим цифрам с большой натяжкой добавить еще 6,5 млн. человек, которые отдыхали в отелях и санаторно-курортных учреждениях, то обслуженных туристов не наберется и 8,6 млн. Куда же делись 13,5 млн. туристов, которые составляют свыше 60 % обслуженных? Кто их обслуживал? Гостурадминистрация считает, что их обслуживали туристические фирмы, которые находятся в тени, и новая редакция закона поможет их оттуда вывести. Специалисты по туризму считают, что это или «мертвые души», или посетители, которые подсчитываются по методике ВТО. И в этом основная особенность национальной туристической статистики. Возможность неверного использования и толкования статистической информации свидетельствуют об отсутствии научно обоснованной методики изучения явлений и процессов в туризме, которые определяют порядок ее сбора, обработки и анализа. Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 апреля 1999 года № 128 «О мероприятиях по дальнейшему развитию туризма» бывшему Госкомтуризму вместе с Министерством экономики, Госкомстатом, Национальным банком и другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти было поручено до 1 сентября 1999 года разработать и согласовать единую методику определения объемов услуг въездного и внутреннего туризма. Однако это поручение было проигнорировано, и по сей день методология расчета статистических показателей, оценки отдельных составных состояния туризму не разработана. Начиная с первого квартала 2001 года, государственная статистическая отчетность разрабатывается по видам экономической деятельности. Однако в статистических таблицах основных показателей социально-экономического развития Украины в 2001 году туризм не представлен ни в отраслевых разделах, ни в разделах по видам экономической деятельности, кроме информации об общих объемах экспорта-импорта туристических услуг в статье «Путешествия». В государственной статистической отчетности туризм вообще не считается самостоятельной областью национальной экономики. Согласно Классификатору видов экономической деятельности, туристические путешествия относятся к разделу «Вспомогательные транспортные услуги» в секции «Транспорт». Ссылаясь при ведомственных расчетах на неадаптированную и не узаконенную в Украине методику ВТО, которая входит в противоречия с единой методологической основой, принятой в Украине, уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам туризма своими действиями практически вводит в заблуждение широкую туристическую общественность относительно реального состояния дел в туризме, в частности в вопросах учета и контроля в этой сфере. Сегодняшнее состояние туристической статистики как никогда требует от государства правдивости, объективности и профессиональной оценки. Национальные особенности туристической терминологииСущественные замечания высказали специалисты по туризму и относительно законодательного определения туристических терминов. Профессионалы понимают, что туризм - это вид деятельности по производству и реализации туристического продукта для потребностей туристов с использованием историко-культурного и природно-рекреационного потенциала страны. Разработчики проекта употребляют термин «туризм» как временный выезд человека из места постоянного проживания без занятия оплачиваемой деятельностью в месте пребывания. Отвечает ли такое определение самому названию законопроекта «О туризме»? Законодательное определение туризма, на взгляд специалистов, должно отличаться от традиционного понимания туризма как временного выезда человека с постоянного места жительства.Далее. Термин «турист» – производный термин от слова «туризм» – в законопроекте употребляется как название лица, которое осуществляет путешествие на срок от 24 часов до 1 года без, заметим, какого-либо намека на потребление туристического продукта или использование отдельных туристических услуг. Получается, что это – просто путешествующий от одного села к другому, что спит он в лесу, а ест, что Бог послал. И здесь мы подходим к термину «посетитель». Какая же разница между туристом и посетителем? Разработчики проекта ее не видят. А на самом деле она есть и довольно большая. Термином «посетитель» характеризуется любой человек, который посещает другую страну с разными целями. Статистика по посетителям в Украине обобщается Государственным комитетом по делам охраны государственной границы. Турист – всегда посетитель, но посетитель не всегда может быть туристом, а только в том случае, если он использует туристический продукт или отдельные туристические услуги и поддается экономическому анализу и государственному статистическому учету. Турист – это термин экономический. Характерный пример: Россия, которую в 2001 году посетило 21,5 млн. иностранных граждан, из них считает туристами 2,3 млн., то есть только каждого десятого. Украину в 2001 году посетило 11,8 млн. иностранных граждан, из них к туристам причислено 5,8 млн. человек, то есть, благодаря методике ВТО, каждый второй посетитель становится туристом. Этот характерный пример есть подтверждение тому, что выводы, полученные на базе статистических данных, подготовленных по методике ВТО, лишены практической ценности, так как не дают возможности установить реальное значение туризма в национальной экономике. |
Найти: | на: |
Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН |