Курганы Ак-КаиВ Крыму найден Геррос, священное кладбище скифской знати.Как и у всех кочевников Евразийских степей, военное дело у скифов было в особом почете. Для погребений воинской аристократии, осуществлявшей высшую светскую власть, в Скифии была отведена особая местность - Геррос. Ее значение в духовной жизни воинов-кочевников было огромным. Скифский царь Иданфирс писал своему врагу - персу Дарию: «Если нужно во что бы то ни стало ускорить бой, то у нас есть могилы предков, вот попробуйте разыскать их и разорить... Раньше мы не сразимся, если нам не заблагорассудится». В IV веке до нашей эры священные могилы верховных скифских царей, династическое кладбище, находилось в районе Днепровских порогов. Археологи нашли Днепровский Геррос и раскопали огромные царские курганы: Солоху, Чертомлык, Огуз... Но они относились к IV веку до нашей эры, а Геродот побывал в Северном Причерноморье по меньшей мере на полстолетия раньше и тоже писал о Герросе. И тогда появилась гипотеза о множественности таких священных кладбищ. Может быть, и в Крыму существовал свой Геррос? Число курганных скифских захоронений V-IV веков до нашей эры в степном и предгорном Крыму велико. Как правило, это могилы рядового населения, хотя иногда встречаются курганы родовой верхушки. Однако здесь жила и высшая аристократия. Гробницы двух скифских вельмож самого высокого ранга были раскопаны в XIX веке в курганах Патиниоти и Куль-Оба близ Керчи. Эти курганы входили в состав возникшего в IV веке громадного некрополя греческой знати, жившей в столице боспорского царства - Пантикапее. Но это были отдельные скифские курганы, а не аристократическое кладбище. Но, наконец, Крымский Геррос был найден. Впрочем, история его открытия растянулась на несколько десятилетий. В конце сороковых годов большие курганы, возвышавшиеся на плато Ак-Каи в Восточном Крыму, близ Белогорска, обследовал отряд Тавро-Скифской экспедиции под руководством Павла Николаевича Шульца и Евгения Владимировича Веймарна. Средств для больших раскопок в стране, занятой восстановлением разрушенного войной хозяйства, не было. Поэтому научное заключение прозвучало как гипотеза: предположительно, это курганы скифской знати. Определенность спустя сорок лет внес Борис Николаевич Мозолевский, один из самых известных скифологов Украины, многие годы изучавший захоронения скифских «царей». Да, в Крыму, в Белогорском районе, существует уникальный могильник скифской знати, он датируется IV веком до нашей эры. Курганы, судя по их восьми — десятиметровой высоте, сооружены над гробницами аристократов, принадлежавших ко второму после царей слою скифской элиты. Возможно, это потомки царских скифов, живших во времена Геродота в Крыму и Приазовье - высшей воинской касты скифского общества, считавшей всех остальных скифов своими рабами. Крымские исследователи вновь появились на Ак-Кае только в 1996 году, после того, как киевский коллега Юрий Болтрик, побывавший там с редактором известного журнала «National Geography», деликатно дал понять, что мы просто обязаны приступить к охранным раскопкам Ак-Каи, иначе грабители выполнят работу за археологов. Картина была чудовищной. Из 70 курганов различной высоты, находящихся на плато, не менее 10 были недавно ограблены. К счастью, большие курганы «счастливчикам» пока не по зубам. Мы просто обязаны опередить их и более того: каждый раскопанный курган Ак-Каи должен быть восстановлен - насыпан заново. У читателя может возникнуть вопрос: зачем же копать, а затем восстанавливать? Ответ прост: иначе раскопают без нас, разрушат, расхитят и нанесут невосполнимый ущерб национальному достоянию. Зачем восстанавливать? Потому, что Ак-Кайский курганный могильник, вероятно, уникальный в Евразии памятник культовой архитектуры. Он продуманно создан талантливыми зодчими. Во всем Северном Причерноморье нельзя увидеть столь впечатляющего, грандиозного ландшафтно-архитектурного парка, со строго продуманным сочетанием курганов, как символов мифической мировой горы, с реальным горным рельефом. Даже в наши дни из степей Восточного Присивашья, именно оттуда, откуда и должен был смотреть скиф - кочевник на могилы своих владык, открывается поразительная ритмическая картина острых и куполовидных вершин Таврических гор, между которыми столь же величественно и значительно проступают силуэты больших курганов Ак-Каи. В строго продуманном выборе перспективы убеждает и то, что ни в одной другой части Предгорного Крыма, при всем старании, невозможно добиться подобного эффекта. В начале августа 1996 года Крымская охранно-археологическая экспедиция приступила к раскопкам одного из самых больших курганов, высотой 10 м и диаметром 70 м, с широкой и плоской вершиной, и слабыми следами очень древнего грабежа. Было ясно, что площадка наверху образовалась, когда потолок центральной могилы не выдержал колоссального давления насыпи, и земля рухнула вниз. Только спустя год мы смогли достичь центральной гробницы. По обломкам посуды удалось установить: курган был сооружен в середине - третьей четверти IV века до нашей эры. Остатки гвоздей и следы истлевших тканей пояснили, что потолок и стены склепа были задрапированы войлоком, а стены центральной гробницы украшали разноцветные шерстяные ткани и ковры. Каменный пол главной могилы покрывали кожи, вдоль стен стояли амфоры. Еще один большой сосуд, кратер, предназначался для смешения густых сладких вин с водой. В углу катакомбы была положена мясная пища - часть туши коня и железный нож. На полу сохранились отпечатки деревянного щита, стула и колчана. И все же в центральной гробнице что-то было не так. Здесь не хватало... человеческих костей. Куда же исчезло тело? Кроме того, в могилы скифских аристократов всегда клали много изделий из бронзы и благородных металлов. Количество мелких золотых бляшек в таких гробницах могло исчисляться сотнями. Под землей грабители работали быстро и при плохом освещении, они всегда что-то пропускали. Однако на этот раз мы не нашли ни одного металлического украшения! Сразу же возникло несколько версий. Первая: мы раскопали кенотаф - символическое захоронение воина, павшего в бою на чужбине, тело которого не удалось привезти в священный Геррос. Это объясняет отсутствие костей человеческого скелета, но не отсутствие драгоценностей. Вторая: грабители впервые проникли в могилу вскоре после погребения (в пользу такого предположения свидетельствует незакрытая деревянная дверь, ведущая в гробницу), вынесли тело или тела наружу и срывали с них драгоценные украшения при дневном свете. Да, это в их правилах, но какие-то металлические предметы все равно должны были остаться внизу. Третья, наиболее предпочтительная для археологов, версия такова: узнав об ограблении, в оскверненную могилу спустились жрецы и в полной тайне снова похоронили своего владыку, но уже в другом месте. Пока курган раскопан лишь на треть. Под землей все еще скрыты следы заупокойной тризны, захоронение боевого коня, остатки погребальной повозки, чьи-то безвестные могилы, хранилища вещей, по какой-то причине не помещенных в могилу. Может быть, если третья версия верна, удастся найти вторичное захоронение «хозяина». Ждут своих исследователей и другие курганы. Сергей Колтухов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Крымского филиала Института археологии НАН Украины. |
Найти: | на: |
Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН |