Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" февраль 2003 № 4 (85)

Текие дервишей: приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Уникальным для Крыма памятником является комплекс построек средневекового мусульманского монастыря - текие дервишей в Евпатории.
Текие — это место для отдыха и духовного общения странствующих монахов, последователей философского течения суфиев. Влияние дервишей на умы было весьма велико. Сохранились свидетельства, что военачальники старались приглашали дервишей в свои отряды, чтобы те воодушевляли воинов перед битвой.
К сожалению, о евпаторийском текие не сохранилось никаких письменных сведений; ничего не известно об его авторе, ни о дате постройки. Архитектурные особенности позволяют датировать монастырь XIV-XV веками. Вполне возможно, что текие дервишей — одно их первых на территории Крыма культовых сооружений османов.
Нет также сомнения, что текие построил талантливый зодчий, впитавший в себя достижения и арабской, и византийской архитектуры. Центральное помещение текие в архитектурном плане оригинально. Квадратное у основания, оно путем среза углов переходит в восьмигранник, на котором покоится круглый купол. Общая высота здания – около 20 метров.
Вокруг центрального зала лепятся 19 крохотных комнаток-келий. Выход из каждой кельи ведет непосредственно в центральный зал, где совершались общая молитва и ритуальные пляски.
Левее главного входа в здание есть еще один — в крайнюю келью, единственный (кроме главного) вход извне. Возможно, в этой келье проживал шейх. Пол в кельях земляной, несколько ниже современного уровня тротуара и мостовой. В центральном помещении, как и в мечетях, его устилали некогда каменные плиты.
Орден дервишей благополучно дожил со времен средневековья до начала 20 столетия. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в Гёзлеве в 1666 году, почтительно называл дервишей “мужами мистического пути и экстаза”. Более просвещенный автор “Путеводителя по Крыму” 1913 года Григорий Москвич выражается проще и конкретней:
“Достопримечательность Бахчисарая составляют “вертящиеся дервиши”. Подобного зрелища в другом месте в России нельзя увидеть. Вертящихся дервишей можно видеть (с проводником) в мечети (текие) на Азизе — по четвергам с 9 час. вечера. Церемония длится около 3 час. Доступ в текие всегда свободен. Всех дервишей насчитывают до 200: делятся он на 4 ордена; вертящихся всего человек 40.
Дервиш — персидское слово — значит нищий и употребляется у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души. Дервиши говорят, что их ордена и братства были основаны уже в первые века Геджеры. Таких орденов насчитывают около 70; половина в Турецкой империи, остальные — в Персии, Аравии, Центральной Азии, Северной Африке, в Европе же только в Бахчисарае. Дервишество введено в ислам персами не ранее V века магометанской эры и ведет свое начало из Индии. При приеме в орден надо пройти целый ряд испытаний. Одежда дервишей различного покроя и цвета. Головной убор состоит из тюрбанов.
Дервиши собираются в мечеть вечером на молитву, становятся в круг и начинают выкрикивать слово Гуве (Он, т.е. Бог, все движет). У темной татарской массы дервиши считаются священными лицами и их молитвы, по всеобщему верованию, исцеляют больных. Поэтому перед богослужением татары приводят своих больных, которых дервиши укладывают на пол, покрывая халатами, и становятся вокруг них. Молитва муллы сопровождается сильными криками всех остальных.
Постепенно движения молящихся становятся чаще, крики — громче. Наконец, они доходят до полного экстаза и начинают вертеться. В исступлении дервиши иногда падают на пол без чувств. Верчение свое дервиши прекращают постепенно. Собственно говоря, дервиши совсем не похожи на подвижников: в повседневной жизни это обыкновенные жизнерадостные, румяные и толстые торговцы и промышленники”.
Удивительно, но этот загадочный орден сохранил свою деятельность по сей день. В турецком городе Коньи ежегодно в августе собирается большое количество народа – поглазеть и приобщиться к таинству – мистическим пляскам дервишей. Очевидцы говорят, что это действо имеет сильнейшее воздействие на людей, особенно верующих.
Единственный нынешний постоянный обитатель текие - Алифе Яшлавская. Она и смотритель, и экскурсовод, и автор увлекательной книги о дервишах. По профессии Яшлавская историк, в течение долго времени занималась исследованиями деятельности ордена. В преддверии 2500-летия Евпатории есть надежда, что текие будет отреставрировано. Алифе мечтает когда-нибудь с помощью ансамбля “Хайтарма” воссоздать в евпаторийском монастыре ритуальные пляски. Можно только представить, насколько это зрелище в древних стенах текие будет привлекательным для туристов!
В. Славин
Приглашаем обсудить наши материалы на ФОРУМЕ или в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Теперь Вы сможете легко найти у нас необходимые сведения по ключевым словам, вводя их в поисковую форму


Найти: на:

Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН
Адрес редакции: ул. Воровского, 24 (дк з-да им. Кирова),
г. Симферополь, АР Крым, Украина 95053
Редакция: тел/факс (0652) 291-795, тел. 54-58-94
E-mail: terra@pop.cris.net


Hosted by uCoz