Текие дервишей: приют спокойствия, трудов и вдохновенья…Текие — это место для отдыха и духовного общения странствующих монахов, последователей философского течения суфиев. Влияние дервишей на умы было весьма велико. Сохранились свидетельства, что военачальники старались приглашали дервишей в свои отряды, чтобы те воодушевляли воинов перед битвой. К сожалению, о евпаторийском текие не сохранилось никаких письменных сведений; ничего не известно об его авторе, ни о дате постройки. Архитектурные особенности позволяют датировать монастырь XIV-XV веками. Вполне возможно, что текие дервишей — одно их первых на территории Крыма культовых сооружений османов. Нет также сомнения, что текие построил талантливый зодчий, впитавший в себя достижения и арабской, и византийской архитектуры. Центральное помещение текие в архитектурном плане оригинально. Квадратное у основания, оно путем среза углов переходит в восьмигранник, на котором покоится круглый купол. Общая высота здания – около 20 метров. Вокруг центрального зала лепятся 19 крохотных комнаток-келий. Выход из каждой кельи ведет непосредственно в центральный зал, где совершались общая молитва и ритуальные пляски. Левее главного входа в здание есть еще один — в крайнюю келью, единственный (кроме главного) вход извне. Возможно, в этой келье проживал шейх. Пол в кельях земляной, несколько ниже современного уровня тротуара и мостовой. В центральном помещении, как и в мечетях, его устилали некогда каменные плиты. Орден дервишей благополучно дожил со времен средневековья до начала 20 столетия. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, побывавший в Гёзлеве в 1666 году, почтительно называл дервишей “мужами мистического пути и экстаза”. Более просвещенный автор “Путеводителя по Крыму” 1913 года Григорий Москвич выражается проще и конкретней: “Достопримечательность Бахчисарая составляют “вертящиеся дервиши”. Подобного зрелища в другом месте в России нельзя увидеть. Вертящихся дервишей можно видеть (с проводником) в мечети (текие) на Азизе — по четвергам с 9 час. вечера. Церемония длится около 3 час. Доступ в текие всегда свободен. Всех дервишей насчитывают до 200: делятся он на 4 ордена; вертящихся всего человек 40. Дервиш — персидское слово — значит нищий и употребляется у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души. Дервиши говорят, что их ордена и братства были основаны уже в первые века Геджеры. Таких орденов насчитывают около 70; половина в Турецкой империи, остальные — в Персии, Аравии, Центральной Азии, Северной Африке, в Европе же только в Бахчисарае. Дервишество введено в ислам персами не ранее V века магометанской эры и ведет свое начало из Индии. При приеме в орден надо пройти целый ряд испытаний. Одежда дервишей различного покроя и цвета. Головной убор состоит из тюрбанов. Дервиши собираются в мечеть вечером на молитву, становятся в круг и начинают выкрикивать слово Гуве (Он, т.е. Бог, все движет). У темной татарской массы дервиши считаются священными лицами и их молитвы, по всеобщему верованию, исцеляют больных. Поэтому перед богослужением татары приводят своих больных, которых дервиши укладывают на пол, покрывая халатами, и становятся вокруг них. Молитва муллы сопровождается сильными криками всех остальных. Постепенно движения молящихся становятся чаще, крики — громче. Наконец, они доходят до полного экстаза и начинают вертеться. В исступлении дервиши иногда падают на пол без чувств. Верчение свое дервиши прекращают постепенно. Собственно говоря, дервиши совсем не похожи на подвижников: в повседневной жизни это обыкновенные жизнерадостные, румяные и толстые торговцы и промышленники”. Удивительно, но этот загадочный орден сохранил свою деятельность по сей день. В турецком городе Коньи ежегодно в августе собирается большое количество народа – поглазеть и приобщиться к таинству – мистическим пляскам дервишей. Очевидцы говорят, что это действо имеет сильнейшее воздействие на людей, особенно верующих. Единственный нынешний постоянный обитатель текие - Алифе Яшлавская. Она и смотритель, и экскурсовод, и автор увлекательной книги о дервишах. По профессии Яшлавская историк, в течение долго времени занималась исследованиями деятельности ордена. В преддверии 2500-летия Евпатории есть надежда, что текие будет отреставрировано. Алифе мечтает когда-нибудь с помощью ансамбля “Хайтарма” воссоздать в евпаторийском монастыре ритуальные пляски. Можно только представить, насколько это зрелище в древних стенах текие будет привлекательным для туристов! В. Славин |
Найти: | на: |
Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН |