Председатель Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по культуре, делам молодежи и спорту Татьяна Умрихина:“Керчь становится культурной столицей Крыма”- Наш город, чей возраст и история соперничают с Римом и Афинами, активно готовится к приему гостей. Думаю, значительным событием культурной жизни должен стать пятый, юбилейный, фестиваль “Боспорские агоны”. - Расскажите об этом подробнее. - Единственный в своем роде, праздник “Боспорские агоны” начал шествие с древних ступеней Большой Митридатской лестницы, охраняемой крылатыми грифонами. Поначалу это были небольшие представлений керченских актеров на праздниках, посвященных богине плодородия Деметре - покровительнице Боспорского царства. Название фестиваля заставляет вспомнить древнюю Элладу, чьи великие культурные достижения были созданы во многом благодаря агону - честному соперничеству граждан в различных областях общественной жизни. Шли состязания в силе, ловкости, остроумии, в области физической культуры, музыки, художественном и театральном искусстве. Победители одаривались наградами и призами, но гораздо важнее для них была слава и уважение горожан. Возродить эту прекрасную традицию - такую цель поставил перед собой устроитель фестиваля, Фонд “Боспор”. Девиз Фестиваля - “Без прошлого нет будущего”. Для Керчи это - не пустой звук, а шаг к возрождению, развитию и процветанию города. В 2002 году прошел четвертый по счету фестиваль. Прекрасным театрализованным действием стала церемония открытия фестиваля. Она проходила на ступенях нашей древней Большой Митридатской лестницы - с участием олимпийских богов, возжиганием олимпийского огня... Это действительно красочное и запоминающееся действо собрало множество керчан и гостей города. В работе IV Международного фестиваля “Боспорские агоны” приняли участие театры из Украины, России, Германии, Польши. Событием фестиваля, вызывающем особую гордость организаторов, стала научно-практическая конференция “Античность и драматургия”. Новое развитие получил проходящий в рамках фестиваля художественный пленэр. Он стал более профессиональным. Теперь в нем принимают участие студенты художественных училищ и вузов. V Международный Фестиваль античного искусства «Боспорские агоны» состоится 27 июня - 3 июля. - “Боспорские агоны” – культурологическая акция для всех желающих. Однако, насколько мне известно, у фонда “Боспор” имеется опыт организации мероприятий для узкого круга, я сказал бы, элитарных… - Думаю, немало интересных людей примут участие в Международной научно-практической конференции “Научный и зеленый туризм в Восточном Крыму” 3 – 6 сентября. - Весной прошлого года мы провели первую конференцию, посвященную вопросам научного туризма. Действительно, в Керчи для этого есть уникальные возможности. Их оценили в полной мере, например, археологи. На раскопках древнего Пантикапея и его округи в минувшем году трудилось 12 экспедиций из России и Украины. Фонды Керченского историко-культурного заповедника пополнились множеством интересных вещей. Сенсационной находкой стал клад из 600 монет, обнаруженный экспедицией Эрмитажа (Санкт-Петербург) на городище Мирмекий. - Монеты золотые? - Медные, но от этого научная ценность клада ничуть не приуменьшилась. Так вот, по сравнению с предыдущей конференцией, тематика нынешней встречи будет расширена. Мы обсудим вопросы не только научного, но и зеленого туризма, у которого, как утверждают специалисты, большое будущее. - Увидят ли туристы в новом сезоне какие-нибудь новые экскурсионные объекты? - Надеюсь, станет доступной крепость на мысе Ак-Бурун. Этот объект был до недавнего времени известен только военным, поскольку на территории крепости располагалась войсковая часть. - Чем интересна эта крепость? - Решение о строительстве крепости было грандиозной военной и дипломатической хитростью. Дело в том, что согласно Парижскому мирному договору 1855 года, России, проигравшей Крымскую войну, было запрещено иметь военный флот на Черном море и крепости на его берегах. Однако строительство крепости на берегу Керченского пролива формально не противоречило требованиям победителей, и в ноябре 1856 года император Александр II подписал соответствующее распоряжение. Создатель этого образца военного зодчества – Эдуард Тотлебен, прославленный инженер, удостоенный памятника герой обороны Севастополя. В память о строителе центральный форт носит имя Тотлебена. По его сторонам расположены Минский и Виленский люнеты. Грандиозное сооружение возводили 18 лет, и все эти годы финансирование, как сейчас принято выражаться, было целевым – из специального фонда, назначаемого для укрепления двух важнейших крепостей России – в Кронштадте и в Керчи. К началу русско-турецкой кампании 1874 года крепость играла роль основного военно-морского оборонительного узла на берегах Керченского пролива. 587 орудий могли прямой наводкой поражать корабли неприятеля. Крепость всегда была военным объектом, а потому не исследована. Это, в свою очередь, порождает легенды (а может, это правда?) о многоэтажных подземельях, многокилометровых подземных ходах, колодцах-ловушках… - Какие действия по музеефикации этого объекта уже предприняты? - Решением Верховного Совета Крыма недвижимое имущество военного городка, на территории которого находится крепость, передано в республиканскую собственность. Теперь главная задача – Верховного Совета Крыма, Министерства культуры, Керченского историко-археологического заповедника – обеспечить сохранность этого объекта, подготовить его для организации экскурсий. Вел беседу В. Полищук |
Найти: | на: |
Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН |