Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Газета "ТЕРРА ТАВРИКА" февраль 2004 № 1 (95)

Главная тема: Закон о туризме

Съезд победителей?*

25 декабря прошлого года в Киеве состоялся Всеукраинский форум работников туристической и курортно-рекреационной сферы. Рутинное, в общем-то, мероприятие напоминало предновогодний отраслевой партхозактив, если бы не одно существенное обстоятельство, ради которого, собственно, и собрались около 500 руководителей отрасли со всей Украины: 18 ноября был подписан Президентом Украины Закон «О внесении изменений в Закон «О туризме»», положения которого существенно изменяли ситуацию на туристическом рынке.
Мнение первых руководителей украинского туризма на сей счет было известно давно. Председатель Государственной туристической администрации Украины Валерий Цыбух неоднократно подчеркивал, что новый закон направлен на развитие отечественной туристической отрасли: отныне законодательно урегулирован вопрос о разделении туристических фирм на туроператоров (производителей услуг) и турагентов (продавцов услуг) как специфических субъектов туристической деятельности. Введена новая статья, предусматривающая финансовую ответственность туристических фирм перед клиентом на случай банкротства. Кроме того, законом предоставляется возможность лучше организовать работу гостиниц и частного сектора в туризме.
По его мнению, новый закон поможет пресечь деятельность теневых фирм и «фирм-бабочек», обманывающих своих клиентов и исчезающих.
По словам В. Цыбуха, из 5700 зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности в Украине отчитываются только 3800. Остальные же получали лицензию «на всякий случай», вписывая туристические услуги одним из пунктов своего возможного бизнеса. По подсчетам Гостурадминистрации, в результате отбора на рынке останется 40% ныне действующих в этой отрасли субъектов хозяйствования. «Мы рассчитываем, что получать лицензию теперь будут только те, кто действительно занимается туризмом всерьез», - отметил В. Цыбух.
Определенная законом сумма в 20 тыс. евро банковской гарантии на случай банкротства для фирм, которые работают на въезд и на выезд, и 10 тысяч для тех, кто работает только на въезд, является «компромиссным минимумом». При его расчете группа народных депутатов, которая отрабатывала законопроект, руководствовалась директивами ЕС и спецификой развития туризма в Украине. Специфика эта заключается в более низком уровне жизни населения. Что и было учтено. К примеру, в Европе требования к субъектам хозяйствования - от 100 тыс. евро и выше. 20 тыс. - это сумма, полностью перекрывающая расходы на один среднестатистический чартер, - отметил В. Цыбух.
Добродушный настрой участников мероприятия нарушило выступление Марины Слесаревой, заместителя министра курортов и туризма Крыма.
- Закон совершенно не учитывает интересы и особенности регионов Украины, в том числе не отражена специфика Крыма, - подчеркнула Марина Петровна. - Ведь он, как и все традиционные туристические регионы нашей страны, работает как раз в основном на прием туристов. Более того, 80% крымских турфирм позиционируют себя как турагентские компании. Вполне вероятно, что многие небольшие предприятия, занимающиеся размещением и обслуживанием отдыхающих в Крыму, просто уйдут в тень, как было раньше. Кроме того, в процессе подготовки закона мы неоднократно вносили предложение, чтобы лицензирование крымских туристических компаний осуществлялось на уровне автономии. Нам обещали включить эту норму в текст закона, но не сделали этого.
Нужно отдать должное мужественности этого госчиновника довольно высокого ранга, осмелившегося высказать мнение, отличающее от мнения высшего руководства. Однако этой искры оказалось достаточно, чтобы крымская делегация распалилась, и когда на трибуну поднялся первый заместитель председателя Государственной туристической администрации Украины Анатолий МАТВИЕНКО, крымчане буквально засыпали его вопросами. Живое обсуждение темы продолжилось и в кулуарах (см. фото).
Я умышленно не хочу приводить ответы, поскольку они, во-первых, были озвучены с трибуны, а посему, как часто бывает, могли отражать личное мнение выступающего, во-вторых, были весьма расплывчаты и неопределенны. Подождем публикации официальных разъяснений на сайте Гостурадминистрации www.tourism.gov.ua
Одно можно сказать: крымская делегация, даже те ее члены, кто приветствовал новый закон, после внимательного прочтения его положений резко изменили свое мнение. Закон теперь не устраивает никого: ни туроператоров, ни турагентов. Первые не получают желаемых преимуществ, вторым навязывается лицензия за 2 тысячи евро, хотя, по логике закона, они могут обходится без лицензии вообще. Более того, расплывчатые формулировки закона, отсутствие официальных комментариев и подзаконных актов обеспокоили турфирмы России, которые работают с Крымом.
«Украина запрещает российским турфирмам работать напрямую с местными гостиницами?». Информацию под таким заголовком распространили «Российские туристические новости». Автор заметки пишет:
«С 1 января будущего года на Украине вступает в силу новый закон о туризме, согласно которому зарубежные турфирмы не могут вступать напрямую в договорные отношения с местными гостиницами и другими средствами размещения, а только через посредников. Как заявил на совместном заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма и Президиума РСТ директор фирмы «СНП» Андрей Головин, как только это известие дошло до российских турфирм, они сразу же приостановили проведение договорных компаний с украинскими гостиницами на будущий год.
По словам г-на Головина, пока не совсем понятно, распространяется ли этот закон и на российские турфирмы - еще нужно получить разъяснения от украинской стороны. Может быть, опасения и напрасные. Поэтому г-н Головин предложил направить письмо от имени Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма президенту ТПП Украины с просьбой разъяснить действие нового закона о туризме».
Закон должен защищать туристов, а теперь получается, что защищать нужно предпринимателей, работающих в туризме, поскольку реализация закона приведет к монополизации туристического рынка Украины и его перераспределению. Такое мнение высказали на специально созванной пресс-конференции руководители Туристической ассоциации Украины (ТАУ).
«Разделение туристических предприятий на туроператоров и турагентов, предлагаемое Законом, является искусственным, поскольку именно рынок, а не государство, должен сам определять, в каком качестве будет выступать то или иное предприятие, - сказала вице-президент ассоциации Наталья Опанасюк.
Кроме того, по словам Натальи Опанасюк, согласно данному Закону, лицензируется не вид хозяйственной деятельности, а виды субъектов туристической деятельности. Россия несколько лет назад уже пошла этим путем, введя такое лицензирование, и сейчас отказывается от него. Закон приведет к уменьшению количества предприятий туристической деятельности в 2,5 раза, что обусловит снижение качества туруслуг, подчеркнула Наталья ОПАНАСЮК.
Повторюсь: у крымчан накопилось очень много вопросов по поводу нового закона. Ответы на них руководители туристского бизнеса намерены получить от первого заместителя председателя Государственной туристической администрации Украины Анатолия Матвиенко, который собирается принять участие в общекрымском совещании, посвященном Закону Украины о туризме. Совещание намечено на середину февраля.
В. Хачатурян

Крупным турфирмам невыгодно, если посредник уйдет с рынка

Новая редакция закона не может положительно повлиять на работу маленьких туристических фирм. А таких фирм, выступающих в роли посредников, в Крыму гораздо больше, чем крупных. И получается, что они вытесняются с уже сложившегося за последние годы рынка турбизнеса. Последствия в данной ситуации могут быть непредсказуемы.
Может создаться впечатление, что все нововведения и нужны были для того, что бы крупный бизнес «съел» мелкий. Как профессионал в этой отрасли, хочу сказать: это не так. Возьмем в качестве примера крупнейшего туроператора – «Крымтур». Проработавшие по много лет в этой структуре люди считают, что сложившийся на данный момент рынок туристических услуг будет нарушен, выбор «товаров» уменьшится, туристические выставки лишатся многих клиентов, а значит, и количество покупателей уменьшится. То есть, крупным турфирмам невыгодно, если посредник уйдет с рынка.
Все это подтверждает: закон несовершенен, над ним еще предстоит поработать, создать нормативно-правовые акты.
Евгений Михайлов, председатель постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по рекреационному, санаторно-курортному комплексам и туризму.

Закон дискриминирует украинские турфирмы

Я возглавляю крупную компанию и считаю, что разделение на туроператоров и турагентов обеспечивает структуризацию рынка, на законодательном уровне прописывает новые, более цивилизованные правила игры, определяя каждому участнику рынка – базе размещения, туроператору, турагенту - четкие функции.
В значительной степени я связывал свои надежды с тем, что новый закон позволит защитить крымский рынок от посягательств иностранных туркомпаний. Да, у некоторых из них больше денег, а значит - больше возможностей, но эти деньги идут мимо государственного кармана и в конечном итоге, подрывают и наш бизнес, и экономику украинского государства в целом.
Таково было мое мнение до недавнего времени.
Однако после участия в совещании в Киеве мне стало понятно, что новый закон не то, что не защищает мои права, он просто игнорирует мое присутствие на рынке. Например, положения закона дискриминируют украинских турагентов. Мне внятно объяснили, что они не имеют права продавать туры за рубеж, а иностранным фирмам это позволительно.
Более того, мне уже поступают предложения от российских фирм покупать у них крымский турпродукт! И представьте, это выгодно, поскольку россияне пользуются нулевой ставкой НДС.
Еще хочу сказать о банковской гарантии. Возникает резонный вопрос: если турагент работает как посредник между объектом размещения и потребителем или с туроператором, и, следовательно, ни за что не отвечает - то зачем ему гарантийный фонд в 2000 евро? И самое главное: ведь, если честно, то гарантийный фонд все равно ничего не решает. Да, у нас, как и везде, случаются чрезвычайные происшествия. Бывают, к сожалению, и трагические. Но для решения этих проблем, в том числе, и необходимости выплаты туристам денег, есть договора со страховыми компаниями. И сегодня ни одна солидная фирма не позволит себе обманывать туристов. А если ее туристы попали в беду, принимающая сторона не прячется от ответственности, а, наоборот, и собственными деньгами, и с помощью страховых компаний решает проблему.
Владимир Сегеда, директор фирмы «Кенеш» (Симферополь)

Давайте читать внимательно…

В процессе внимательного изучения закона у меня возник ряд вопросов, ответы на которые могут существенно повлиять на работу крымских туроператоров. Как могут согласовываться между собой статьи 5, 15, 17, 24 и 37?
Согласно статье 5, субъектами турдеятельности являются: туроператоры, турагенты и «другие субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги по временному размещению (проживанию), питанию, экскурсионным, развлекательным и другим туруслугам».
По-русски говоря, это база приема, причем любая, включая и санаторно-курортные учреждения. Статья 1 такой термин не определила, а для такого Закона он бы нам всем пригодился.
Далее, в статье 5 указываются упоминаются «физлица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности и предоставляющие услуги по временному размещению (проживанию), питанию и т.п.». Поскольку в статье 1 этого термина нет, то можно считать, что это частный сектор, т.е. «теневики». Хорошо, что законодатель знает о существовании таких физлиц.
Что касается туроператоров, то законодатель акцентирует внимание на том, что «организация и обеспечение создания турпродукта, реализация и предоставление туруслуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг» является для юрлиц исключительной деятельностью.
А что такое исключительная деятельность? Объясните, пожалуйста: если турфирма берет у базы размещения пакет услуг на договорной блок мест по бартеру – это подразумевает исключительную деятельность? Такого термина нет в статье 1.
В Уставе предприятия есть много видов деятельности, но везде есть ссылка: при получении соответствующей лицензии. Нет лицензии – нет вида деятельности. Прошу объяснить: является ли исключительным мой вид деятельности, - въездной туризм, на который у меня есть действующая лицензия, - при наличии в Уставе еще 8 видов, на которые нет соответствующих лицензий и которыми я не занимаюсь?
Турагента закон определяет так: «Турагенты – юрлица, созданные согласно законодательству Украины, а также физлица – субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие посредническую деятельность по реализации турпродукта туроператора и туруслуг других субъектов турдеятельности».
Но ведь другими субъектами турдеятельности являются и базы размещения, и другие, по тексту статьи 5. Стало быть, турагент имеет право на заключение договора с базой размещения и другими субъектами турдеятельности, то есть создает свой турпродукт, как и туроператор. А тогда в чем разница между турагентом и туроператором? Может быть, в их правах и обязанностях? Просил бы объяснить мне и это.
Статья 24 «Права и обязанности субъектов туристской деятельности» декларирует единый перечень прав и обязанностей для абсолютно всех субъектов туристической деятельности. Все равны перед Законом. Но если туроператор отличается от турагента и вместе они отличаются от других субъектов турдеятельности, то, наверное, и права и обязанности у них должны быть разными?
Статья 17 «Лицензирование туристической деятельности» говорит: «Субъект предпринимательской деятельности, получивший лицензию на туроператорскую деятельность, имеет исключительное право на предоставление услуг по оформлению документов для выезда за пределы Украины». И все?! А какое исключительное право имеет субъект предпринимательской деятельности, получивший туроператорскую лицензию на въездной туризм? Судя по статье 17 – никакого права.
Статья 37 «Особенности осуществления деятельности в Украине иностранными субъектами туристской деятельности» отмечает:
«Иностранные юридические и физические лица могут осуществлять туроператорскую и турагентскую деятельность путем образования предприятий по законодательству Украины и получения в установленном порядке лицензий на осуществление соответствующей деятельности».
Если я правильно понял, то ни один туроператор-нерезидент и ни один турагент-нерезидент не имеет права работать на украинском туррынке, что означает, что они не имеют права заключать договоры с базами размещения Украины, не имея туроператорской лицензии Украины. Прошу ответить, правильно ли я прочел текст этого абзаца?
Цитируем четвертый абзац этой же статьи:
«Посредническая деятельность на территории Украины по заключению договоров на туристическое обслуживание с иностранными субъектами туристической деятельности не допускается. Такая деятельность может осуществляться только через туроператоров, созданных по законодательству Украины».
Если я правильно понял, то ни один турагент - резидент и ни один другой субъект предпринимательской деятельности – резидент, не имеют права заключать договоры на обслуживание на наших базах размещения, минуя туроператора - резидента. Если это так, то мы нашли разницу между туроператором - резидентом и турагентом – резидентом, и поэтому становится ясной разница в «стоимости» их лицензий. Но ведь текст статьи нельзя прочесть иначе.
Однако автор этого закона, г-н Матвиенко, утверждает иное. Отвечая на вопросы участников совещания 25 декабря в Киеве, он отметил, что любой оператор и агент, не являясь резидентами Украины, имеют право на заключение договоров с украинскими базами размещения. Может, стоит довести до его сведения, что при использовании схемы «нерезидент - база размещения» в Украине остаются налоги только от базы размещения. А схема работы «нерезидент – резидент - база размещения» предусматривает, что налоги в Украине заплатит и резидент, и база размещения?
Возникают вопросы и после прочтения статьи 15 «Финансовое обеспечение ответственности туроператора и турагента».
Если турагент - резидент избрал для себя систему работы только через туроператора - резидента, то ему гарантия банка не нужна, так как он приобретает турпродукт у туроператора - резидента, а последний отвечает перед туристом турагента своей гарантией банка.
Если турагент - резидент создает свой турпродукт (а, по смыслу статьи 5, он имеет на это право), но, согласно статье 37, турагент - резидент имеет право реализации своего турпродукта только туроператорам - резидентам и турагентам - резидентам, то он обязан иметь гарантию своего риска.
Туроператор тоже должен иметь гарантии рисков.
Давайте попробуем разобраться в финобеспечении ответственности туроператора и турагента. Для чего существуют страховые компании? И для страхования риска в том числе. Так почему в Законе разработчик зациклился на банках или других кредитных учреждениях? Может потому, что разработчик не в ладах со страховщиками и в ладах с кредитными учреждениями? Весь мир страхует риски в страховых компаниях. Неужели мы и здесь «пойдем другим путем»?
Нельзя не сказать и о механизме введения в действие Закона. Приведу пример. В январе зарегистрировалось очередное турпредприятие. Старую лицензию уже не выдают, а новую – еще. А в феврале – студенческие каникулы. Но предприятие не работает, и бюджет ничего не получил.
До 1 апреля многие турпредприятия Украины просто физически не смогут обменять действующие лицензии на новые.
Уже пошли проплаты от партнеров на сезон. Не успев получить новую лицензию, мы все рискуем попасть под сильнейший пресс налоговых органов. Таким образом, сезон-2004 в Крыму под угрозой срыва, а если учесть что туристическая отрасль - самая сильная налоговая составляющая бюджета, это вообще может привести к краху экономики.
Владимир Щитников, директор Крымского бюро путешествий и экскурсий. Kirby
Приглашаем обсудить наши материалы на ФОРУМЕ или в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Теперь Вы сможете легко найти у нас необходимые сведения по ключевым словам, вводя их в поисковую форму


Найти: на:

Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН
Адрес редакции: ул. Воровского, 24 (дк з-да им. Кирова),
г. Симферополь, АР Крым, Украина 95053
Редакция: тел/факс (0652) 291-795, тел. 54-58-94
E-mail: terra@pop.cris.net


Hosted by uCoz