Молодость моя – Белоруссия!*Понятие «белорусский туризм» очень специфично и требует определенной подготовки и навыков у принимающей стороны. Кто работал по этому направлению, понимает, о чем идет речь. Еще несколько лет назад на выставке в Минске можно было лицезреть десятки крупных крымских турфирм, активно подписывающих договора и предлагающих многочисленные базы размещения. Потом этот поток мгновенно иссяк. Почему? Возможно, из-за специфики запросов белорусских партнеров. У них, в отличии, скажем, от россиян, еще господствует мнение, что в Крыму есть много «скрытых» мест, где можно отдохнуть очень дешево и очень хорошо. Тем не менее, понятия «очень дешево» и «очень хорошо» несовместимы. Возможно, раньше так и было. Но жизнь и рынок диктует другие правила, где места знаку равенства между «хорошо» и «дешево» просто нет. Многие же белорусские турфирмы почему-то стараются себя, своих клиентов и своих крымских партнеров убеждать в обратном… Типичный запрос белорусского партнера звучит примерно так: «Нам нужен 2-местный номер со всеми удобствами, питанием, бассейном, на первой линии моря в Ялте, в августе за 8-10 долларов в сутки». Кроме того, для нас не очень привычен обычный белорусский способ доставки туристов до места назначения – не на поезде, а на автобусе. Это тоже доставляет ряд хлопот для принимающей стороны. Не меньше хлопот доставляет сама форма и вид оплаты за оказанные услуги. Белорусские фирмы стараются рассчитываться своей национальной валютой, которая, мягко говоря, ни российский рубль, и ни доллар. Есть еще ряд нюансов, которые доставляют нашим турагентствам лишние хлопоты. А лишние хлопоты (особенно в сезон) никому не нужны. Поэтому основная часть крымчан оставляет белорусское направление в стороне от своей деятельности. Примерно такие мысли крутились в голове, пока наш поезд пыхтел по бесконечным болотам легендарного Полесья. Вдруг пред нами вырастает дородная хохлушка и предлагает провезти через границу 3 бутылки водки. Видя наш недоуменный взгляд, поясняет: «В Украине покупаю бутылку водки за 6 гривен, в Минске продаю за 30 гривен. Ящик за ходку провезу, на навар можно безбедно жить неделю всей семьей». Да уж, подумали мы, куда нам с нашей «спекуляцией путевками» до таких прибылей в 500 %. Минут через пять подошла женщина с предложением помочь провезти через кордон… 15 обыкновенных веников, которые, оказывается, в республике не растут, а перепродать их можно в 10 раз дороже. Единственное, что нас удержало от контрабанды вениками, это возможный вопрос пограничной службы: зачем представители турбизнеса наравне с каталогами везут в Минск охапку веников? На этот вопрос мы бы вразумительного ответа дать не смогли... Но вот граница позади, таможенники набрали себе по экземпляру рекламной продукции, повертели в руках, вспомнили хорошим словом Крым и открыли нам дверь в свою страну. Вот и Минск. Садимся в машину встречающих партнеров и мчимся в гостиницу по безупречно чистым улицам города. Кстати, чистота улиц – это феномен Минска, который бросается в глаза сразу же всем приезжим. Здесь невозможно увидеть не то, что мусорные кучи по подворотням, но и даже окурки и автобусные билеты на остановках. А главное потрясение – в городском парке под деревьями нет листьев! Ни одного! Все регулярно, каждый день убираются специальными службами. Еще поразила очень строгая и подозрительная милиция. Если улицу перейти не по «зебре», можно угодить в могучие объятия белорусских стражей порядка и придется заплатить хороший штраф. Кстати, штрафы здесь довольно солидные, равно как и вообще цены. Дорогие продукты питания, дорогие книги, дорогой проезд в транспорте. Но, пообщавшись с местными жителями, выясняется интересная картина: зарплата у белоруса не такая и маленькая. Пенсия около 70 у.е., средняя зарплата 200-250 у.е., многие получают 300-500 у.е. И тем загадочнее становится подход белорусов к своему отдыху: вроде и деньги есть, а варианты ищут максимально дешевые. Чтоб разобраться, в том числе и в этом вопросе, на выставку «Отдых - 2004» приехала крымская делегация. Крымский регион был достаточно представлен и по уровню турфирм и по географии. Хорошо выделялись стенды Министерства курортов Крыма, газеты «Терра Таврика», туроператоров «СНП-КРЫМ», «Панорама-тур», «Веа-тур», стенд Ленинского района. Работали на выставке и представители АО «Крымтур», сакская фирма «Диаманд», феодосийская «Прим-Трэвэл». Приято было встретить представителей киевских фирм «САМ» и «Гамалия», которые так же предлагали минчанам отдых в Крыму. Как всегда профессионально и увлекательно провели викторину на знание Крыма среди участников и посетителей ярмарки представители Минкурортов Крыма. И конечно, крымчане не могли не угостить своих белорусских друзей хорошим таврическим вином, которое могли продегустировать все желающие. Интерес к нашему полуострову был искренним и обширным. Но, как и следовало ожидать, спросом пользовался очень недорогой, но в то же время нормальный отдых. Николаевка, Песчаное, Тарханкутский полуостров, Ленинский район – вот перспективные районы для пассажиропотока белорусских туристов. Хотя многие фирмы проявляли интерес и к недешевым, но «проверенным» их клиентами позициям. Таким, как ТОК «Судак», гурзуфский ДТ им. Коровина, ТОК «Евпатория», «Ялта-интурист» и ряд других. И если крымчан на ярмарке было не много, то собственно минских фирм, продающих наш регион, вполне хватало. Большой выбор крымских баз представили фирмы «Алатан», «Белорусский Спутник», «Алые паруса», «Матеп-90», «Мастер путешествий», «Танец ветра» и др. Большинство белорусских фирм работает либо напрямую с базами размещения, либо с одним-двумя крымскими туроператорами. Хорошо знают в Белоруссии наших «Кандагар», «Крымтур», «Геную-тур». Очень приятно было увидеть, что некоторые минские фирмы серьезно настроились развивать среди молодежи своей страны интерес к активному отдыху в Крымских горах. Уже не первый год по этому направлению работает «Белорусский Спутник», который с этого сезона запускает несколько собственных активно-приключенческих программ по Крыму и является оператором этого направления в республике. Настроены предлагать пешеходный туризм в Крыму фирмы «Мастер путешествий», «Хрустальный горизонт». Белоруский туристский рынок очень перспективен, интересен и в то же время специфичен. Тем, кто не хочет сталкиваться с трудностями на своем пути, выбирает в турбизнесе уже налаженную тропинку, лучше не тратить на Белоруссию свое время. Тот, кто все же не против риска, кто уверен, что для получения нужного результата необходимо солидно поработать, в ком есть еще дух авантюризма – может смело вести разговор с белорусским партнером. И его усилия обязательно принесут долгожданные плоды. Иван Коваленко, директор туристской компании «СНП-КРЫМ» (Симферополь) -------------------------------- *Из песни ВИА «Песняры» |
Найти: | на: |
Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН |