Авторы – «удивительные молодцы…»Книга является необычной и производит сильное впечатление в силу нескольких причин, главные из которых - информационная насыщенность и, как сейчас принято говорить, эксклюзивность. Стоит подчеркнуть, что об архитекторе Н.П. Краснове ни в СССР, ни на территории постсоветского пространства ранее не было выпущено ни одной книги. «Долгожданная, умная и очень нужная книга!» - была моя первая реакция. Могу об этом авторитетно и аргументировано утверждать как крымский историк, краевед и ветеран-музейщик, искусствовед, проработавший десятилетие в Крымских мастерских института «Укрпроектреставрация», и как инструктор туризма и экскурсовод почти с сорокалетним стажем. Действительно, книга создана воистину классная. Создана профессионально, умело, страстно и с огромной любовью. Понятно, что многие интересующиеся люди знают о Николае Краснове как об авторе знаменитого на весь мир Ливадийского царского дворца, неповторимых великокняжеских дворцов на Южном берегу - «Дюльбер», «Харакс», «Чаир»... А вот о его творении под названием «Охотничий дом» князя Феликса Юсупова знают далеко не все крымчане, даже в Бахчисарайском районе, где находится эта «неоэклектическая» постройка, аккумулировавшая стилистику Ханского дворца в Бахчисарае и модерн начала ХХ века. Много лет Николай Краснов был главным архитектором города Ялты (кстати, он вступил в эту должность в возрасте 23 лет). К сожалению, далеко не все ялтинцы помнят, что «новогреческую» беседку на Пушкинской улице, «Дом с кариатидами» композитора Александра Спендиарова и особняк Александра Бертье-Делагарда спроектировал Николай Петрович. Из симферопольцев же мало кто знает, что массивное представительское здание банка Крымского регионального управления Национального банка Украины на улице Горького – это постройка Н.П.Краснова (до революции 1917 г. – банк Симферопольского общества взаимного кредита). Знаменитому мастеру, по большому счету, судьба благоволила: крестьянский сын без какой-либо поддержки, опираясь лишь на разум свой и трудолюбие, становится архитектором, академиком архитектуры, Классным (с заглавной буквы!) архитектором… Он выполняет престижные государственные и частные заказы, оставив материализованную память о своём творчестве и в России, и в находящихся за многими морями и горами Югославии, а также в Греции. Однако в Стране Советов он был, в первую очередь, не талантливым отечественным архитектором, а эмигрантом, даже белоэмигрантом, чуть ли не холуйским «придворным» исполнителем, монархистом, действительным статским советником... Посему фамилию Краснов велено было забыть. В крайнем случае, после «оттепели» было дозволено упоминать о том, что, дескать, был такой архитектор, который оставил какие-то деяния свои в дореволюционном Крыму. И не более того. Такой же сложной оказалась судьба и у красновских творений. Несколько строк из книги просто необходимо процитировать, например, о Юсуповском дворце в Коккозе: «Любознательный человек, интересующийся прошлым Крыма, увидев сейчас в селе Соколином Бахчисарайского района запущенный бывший Охотничий дом, с недоверчивостью воспримет наши утверждения, что дворец в Коккозе был одним из выдающихся достижений зодчества России рубежа веков и производил на современников неизгладимое впечатление». Здание упомянутого выше «красновского» банка в Симферополе стоит, казалось бы, как несокрушимая скала. Однако его главный фасад подвергли ряду политико-косметических «ремонтов». Дело в том, что этот фасад был украшен двумя гербами Таврической губернии: геральдический щит с барельефным изображением двуглавого орла. Наверху щита завершала композицию царская корона. Исполнено всё было в бетоне, методом отливки, прочно, казалось, на века. Однако, в советское время срубили ненавистных орлов. Место каждого занял символ новой власти – Серп с Молотом. А короны решили не ломать (крепкий, надо думать, был бетон!) – и деликатно прикрыли их пятиконечными звездами. Тоже из бетона. Несколько лет назад закончилась реставрация здания банка. Реставрация прошла на высоком профессиональном уровне, но опять же - с небольшими элементами политического вмешательства. Реставраторы желали восстановить всё «по науке», то есть, один к одному, как в 1913 году, по проекту Николая Петровича Краснова. Советско-рабоче-крестьянские символы убрали. Пятиконечные звезды сняли, открыв (!) взорам граждан Украины изначальные короны. Российских орлов возрождать, понятно, не разрешили (кто? теперь с огнем не сыщешь). Одним словом, на геральдических щитах осталась чистая плоскость. Имперско-таврические же короны по недосмотру остались. Эти историко-декоративные элементы – тоже дело рук действительного статского советника Краснова. Желающие могут их лицезреть, пока они ещё есть… Мне пришлось прочесть немало книг о Крыме и о людях, создавших его богатую, многослойную, великую историю. И с полным основанием могу утверждать, что «Архитектор Высочайшего Двора» первая на моём веку и единственная книга, созданная при столь оригинальных, даже авантюрных, в хорошем смысле слова, «производственных» отношениях. Вклад кандидатов химических наук Марины Земляниченко и Николая Калинина в Крымскую краеведческую цивилизацию (именно так!) - это продолжение деятельности их дореволюционных предшественников – генералов Александра Бертье-Делагарда и Николая Маркса, врачей Владимира Дмитриева и Сергея Елпатьевского… Искренне желаю поздравить Марину Александровну, заочно знакомого мне сербского профессора Кадиевича, всех, кто помогал авторам создать эту великолепную книгу – от сподвижников-переводчиков «Интуриста» до обстоятельной и требовательной Марии Филатовой - директора «Бизнес-Информа», где и был положен последний глянец (в хорошем и прямом смысле) на обложку. Ведь действительно, и с точки зрения художественной, дизайнерской и полиграфической – это шедевр. Хочется подчеркнуть, что на престижном международном смотре «Архитектор Высочайшего Двора» был представлен в ряду 42-х солидных изданий из нескольких стран мира. Книга Николая Калинина, Марии Земляниченко и Александра Кадиевича вошла в тройку лучших – «За принципиальную новизну темы и творческое ее раскрытие». Зримо, объемно сказано, но я бы добавил: и за страстную любовь к объекту исследования. В 2004 году исполнится 140 лет со дня рождения Николая Краснова. Вышедшая накануне юбилея книга является первым и достойным, пока еще единственным, письменным памятником известному русскому зодчему, оставившему благословенной Тавриде богатое и многообразное наследство. Владимир Гуркович,старший научный сотрудник Республиканского комитета по охране культурного наследия Крым, лауреат Государственной премии Республики Крым. |
Найти: | на: |
Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН |