Оправдал ли сезон ваши надежды?
Блиц-опрос
Игорь Ефремов,
коммерческий директор
фирмы «Глобус-99»:
В целом сезон прошел благополучно. Заметное снижение количества отдыхающих произошло за счет неоправданного завышения цен директорами баз размещения. Ненавязчивый постсоветский сервис остался пока неразрешенной проблемой.
Был спрос на базе размещения среднего уровня, но оказалось, что в пик сезона их не хватает. В санаториях не предоставляют скидок на основное место для детей.
Елена Рулевская,
директор фирмы «Ритца»:
Сезон получился сложным. Поток гостей начался только в июле, и закончился во второй половине сентября. Негативную роль сыграли панические публикации в газетах, из-за которых было несколько отказов от отдыха. Хочу сказать доброе слово о частных отелях. Они обеспечивают прекрасные условия для клиента и выверенную ценовую политику. Что касается ведомственных здравниц, то здесь руководители не особо беспокоятся об улучшении инфраструктуры, что снижает привлекательность здравницы. Отрадно, что появился аквапарк – это, несомненно, новая страница в туристических возможностях Крыма.
Сергей Мамин,
директор фирмы «КрымБалкан»:
Каждый год у нас бывает период, когда «мест нет, но трохи маем, тильки для себе». А бывает период, когда «мест нет ваще». По продолжительности периода «мест нет ваще» мы и определяем успешность сезона. В прошлые годы период «мест нет ваще» составлял от 7 до 40 дней.
Отличительная черта нынешнего сезона в том, что на ЮБК этот период «ваще» не наступил. Места на ЮБК были практически везде. В то же время, например, на западном побережье мест не было «ваще» дней 30.
Снижение потока отдыхающих на ЮБК поначалу вызвало у кого удивление, у кого шок и прочие отрицательные эмоции. Однако я считаю этот процесс закономерным и вот почему. Южный берег Крыма - это уникальное место. И отдых здесь должен быть престижным, а, следовательно, дорогим. Но «элитность» и «массовость» - понятия взаимоисключающие. Если за отдых приходится платить приличные деньги, а, к примеру, на пляже нет места, это не есть отдых элитный. Поэтому всем нам надо привыкать к тому, что 100% загрузки на ЮБК при высоких ценах не будет. И никакой трагедии в этом нет. Ведь с экономической точки зрения показатель количества отдыхающих не является первичным. Первичный показатель - это доход. Если при меньшем количестве отдыхающих мы в состоянии получить больший доход - это плюс всем – и участникам процесса, и самим отдыхающим.
Наталья Коваленко,
директор агентства
«КИЙ АВИА КРЫМ»:
В двух словах на этот вопрос можно ответить фразой: «Какая выставка – такой и сезон». Выставка «MITT-2002» была для нас не самой яркой и продуктивной. Как показало лето, россияне предпочли Крыму родное Сочи и, уже ставшее не менее родным и привычным, Турецкое побережье. Тем не менее, для нашего туристического агентства уходящий сезон был лучше предыдущего.
Что касается лета 2003 года, думаю, резкого увеличения количества туристов из России и стран СНГ ожидать не приходится, рост составит до 10%. Хотя, прогноз - дело неблагодарное, особенно на фоне кардинальных изменений, прописанных в новой редакции закона «О туризме». Тут самое время прогнозировать: какие из турфирм выживут, а какие канут в лету.
Юрий Костецкий,
директор агентства «ЮК»:
Сезон получился хуже, чем я предполагал. Туристы предпочли ехать непосредственно в здравницы и на частный сектор. Жизнь подсказывает о необходимости приобретения базы отдыха и загрузки ее в первую очередь.
Марина Жаворонкова,
директор МСП «КОРОН»:
Сезон был напряженным. Он начался раньше, чем сезон 2001 года. Все контракты с партнерами выполнены в полном объеме; не повлияла на работу нашего предприятия и негативная информация о погодных условиях в Крыму. Так как мы всегда объективно освещаем ситуацию на полуострове, и наши деловые партнеры, с которыми сотрудничаем помногу лет, доверяют нам, они строят свою стратегию на рынке таким образом, что «черный пиар» вовремя компенсируется.
Вызвала некоторое напряжение информация о том, что российские паспорта старого образца с 1 июля не будут действительны при пересечении границы, но срок их обмена вовремя продлили.
Антон Петровичев,
главный менеджер
ООО «Лимон»:
Прошедший сезон был для нашей молодой фирмы чрезвычайно полезен с точки зрения «вхождения в рынок». Мы поняли, какой продукт лучше всего продаётся, нашли партнёров в Украине и странах СНГ, которые, надеюсь, останутся ими не на один предстоящий сезон, а также сделали немало в плане «узнаваемости» фирмы.
Июнь, конец августа и сентябрь не оправдали наших ожиданий. Недостаточное количество туристов во второй половине августа было вызвано тем, что СМИ запугали потенциального клиента зачастую непроверенной информацией о природных катаклизмах в Крыму.
Во многих крымских здравницах налицо несоответствие цены и качества. Цены на отдых в Крыму вполне сопоставимы с ценами на курортах Турции и Болгарии, а уровень сервиса в здравницах дальнего зарубежья неизмеримо выше.
Сергей Сорокин,
директор туристической фирмы «Интервиз» (Кишинев):
Да, в полной мере. Фирма «Интервиз» работает на туристском рынке уже 8 лет. С 1999 года мы прилагаем усилия, чтобы вернуть молдавского туриста на солнечный полуостров.
В 1999 году «Интервиз» добился возобновления железнодорожного сообщения Кишинева с Симферополем. Летом 2000 года наша фирма организовала чартерные рейсы (каждые 12 дней) 50-местным автобусом по маршруту Кишинев – Симферополь – Алушта - Ялта - Алупка.
Нынешним летом поток туристов значительно увеличился. С июня по август мы отправляли два 50-местных автобуса уже каждые 6 дней. Таким образом, фирма «Интервиз» вышла на лидирующие позиции на Крымском направлении среди молдавских турфирм.
Конечно, этому способствовал большой подготовительный период. Второй год на майские праздники мы организовываем для кишиневских агентств рекламные туры по санаториям и пансионатам ЮБК. Была проведена большая рекламная компания в центральных изданиях Молдовы («Аргументы и факты», «Труд», «Банки и финансы») и в местных газетах.
В следующем году мы планируем увеличить квоту мест в крымских санаториях, так как намерены попробовать поднять самолетный чартер Кишинев - Симферополь.
Андрей Пылов,
директор компании «Турэтно»:
Сезон получился трудным, но когда он был легким? Цифр еще окончательных нет, но они не меньше, чем в прошлом сезоне. Объем реализации на прошлогоднем уровне – это уже ясно. Количество туристов меньше, чем планировалось, но на уровне прошлого года. Роста не получилось. Нервов поубавилось.
Александр Краснов,
директор фирмы «Профтур»:
Сезон оказался не хуже прошлогоднего. Можно даже отметить некоторое увеличение объемов. Устойчивым спросом пользовался экономичный отдых. Основной контингент отдыхающих, как всегда, был из Украины и России. Благодаря Интернету мы смогли принять несколько гостей из дальнего зарубежья. Вызывает беспокойство необоснованное повышение здравницами цен в разгар сезона.
|