Терра Таврика

НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РЕКЛАМА КАРТА КРЫМА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛИГРАФИЯ
ВЫСТАВКИ НОВОСТИ ССЫЛКИ

Газета "ТЕРРА ТАВРИКА"

Долгосрочное планирование туризма и массового отдыха


1. Общие положения

2. Отраслевые решения

Транспорт. Наверное, одна из лучших сторон нынешнего туристического бизнеса в Крыму. Современными стали аэропорты, железнодорожные вокзалы и автостанции. В любой горной деревушке можно найти и микроавтобус, и нечто посолиднее, вплоть до автокранов и фур. В сезоне 2004 г. были, конечно, во второй половине августа проблемы с обратным выездом, но это вызывалось лишь желанием поднять цены.
Подъем цен был в пределах разумного, а предварительная покупка или ожидание в очереди позволяли решить все и за обычную цену.
В целом, транспорт - это единственная сфера, где частная инициатива (на уровне отдельного автоперевозчика) и государственные усилия вполне гармоничны.
Но сама дорожная сеть требует капитального строительства. Те схемы объездных дорог, о которых прошла информация осенью 2004 г. - например, от Гвардейского к Бахчисараю и к Заречью - они были спроектированы 30 лет назад. Их просто надо построить. Требует большой реконструкции и шоссе Алушта - Судак. Небольшая, но знаменитая в прошлом, уездная дорога из Коктебеля в Старый Крым могла бы существенно ослабить перегруженность Коктебеля и вовлечь в туристический бизнес мертвый в плане экономики Старый Крым, который обладает интереснейшими историческими памятниками, целебным климатом и восхитительной природой.
Из управленческих решений, не требующих средств, самое важное - не допускать привлечения в Крым на летний сезон работников милиции и автоинспекции из других областей. Крымская милиция понимает, что отдыхающие кормят их родственников, соседей. А приезжие милиционеры просто наживаются сами - такая "помощь" Крыму очень вредит.
Жилье. В 20 числах июля 2004 г. возник некий ажиотаж и цены поднялись в полтора-два раза. Но предложение недорого жилья все равно было даже на Южном берегу. Правда, это были уже деревни выше троллейбусной трассы, и даже горные деревни Алуштинской и Салгирской долины. Реальностью стала достаточно спорная 30 лет назад идея глубинного размещения отдыхающих.
Произошли сдвиги в создании новых современных и недорогих баз размещения для активного туризма. Но здесь фактически все идет только за счет частной инициативы. От многомиллионных инвестиций до простых пристроек. Очень приятно, что появились профессиональные квартиросдатчики - то есть, просто в квартире все, что может понадобиться - приготовлено. С заботой и опытом.
Отрицательным является назойливая активность квартирных маклеров и самозваных гидов. Но нельзя не отметить их отличное знание рынка и умение работать с клиентами.
Дети многих владельцев частных пансионатов получают образование по гостиничному бизнесу и работают профессионально. Персонал в новых дорогих гостиницах, как правило, хорошо обучен, заботливость и предусмотрительность проявляют как постоянный навык, не вдаваясь в оценки личности посетителя.
Но вот наследие государственной системы гостиниц и баз отдыха - это, конечно, динозавры, которые должны умереть. Причем как-нибудь одновременно - и кровати с панцирными сетками и источающие злобу дежурные должны отойти в мир ненужного прошлого.
Большая часть побережья все еще слабо освоена, но в Ялте явный перегруз с инвестициями в гостиничный бизнес. В Алуште, Никите, Ливадии, Гурзуфе новое строительство на первой линии от моря, фактически на набережных, лишает перспективы здравницы второй и третьей линий.
Ну и отдельная проблема - то, что многое строится в парковых и заповедных зонах. Здесь, правда действительность такова, что застройщики на самом деле лучше заботятся об уникальных южнобережных ландшафтах, чем абстрактное "охраняется государством". Яркий пример этому Аквапарк Голубой залив. Он ведь построен в реликтовой роще, где по закону строительство вести нельзя. Но что бы от нее оставили дикари?
Второе массовое нарушение при строительстве - 100 метровая прибрежная зона. Здесь уже речь не об экологии, точнее речь не о дикой природе, а о жизни людей. В стометровой зоне могут строиться только климатопавильоны, ночлег здесь опасен и строительными нормами не допускается.
Здания на набережных не раз уничтожались штормами. Опасны и многие оползневые склоны у берега.
Пляжи и парки. Здесь проблема ясна всем - перегруз явный. Хотя многие из нынешних хозяев жизни много денег вкладывают и в озеленение, и в укрепление берегов, это мало что дает. В Карабахе (Большая Алушта) на одну ячейку пляжа осенью 2002 г. высыпали 150 КамАЗов отсева. Это по 10 тонн в каждом. Через месяц и следа от полутора тысяч тонн не осталось.
Сам по себе материал для пляжей - не проблема. В Шархинском карьере за десятилетия накопились миллионы тонн отсева. Карьеры в степном Крыму, где пилят известняк-ракушечник также могут отпускать отсев за копейки или бесплатно. Однако, даже в условиях огромного бюджетного финансирования Крымского противооползневого управления в 1960-1980 годах эффективных методов сохранения и наращивания пляжей так и не было создано.
Нужна государственная программа, научные исследования, опытные полигоны и пункты стационарных наблюдений. Причем, вначале должна быть работа гидрографов, географов, ботаников (огромное значение имеет растительность) и геологов, а уже потом инженеров. Недавно в прессе промелькнула такая глупость - "пляжи исчезают из-за оползней". На самом деле поставщиком материала для пляжей служат селевые грязекаменные потоки и оползни. Разрушение скал над берегом постоянно пополняет пляж, например, в заповеднике мыс Мартьян, тогда как рядом на пляжах Никиты между бетонными волноломами пусто.
Другое дело, что хочется иметь и бетонную набережную, и защищенные от оползня дороги, и стабильный пляж - но тут уже надо знать еще и о вдольбереговом переносе и динамике природных процессов. Перекроешь все источники наносов, пляж и исчезает. На каждом отдельном участке берега должны быть свои схемы защиты пляжа.
Питание . В общем, и торговля, и общепит по сравнению с советскими временами достаточно развились. Но семейный характер этого бизнеса теперь просто поражает отсутствием образования. Почему-то у людей на побережье мало восторга вызывает в качестве будущего для их детей профессии бармена, официанта, продавца. А ведь это люди, которые создают настроение отдыхающих. Хорошее питание и обслуживание успешно борется с унынием от капризов погоды.
Самый важный в экономическом плане результат обслуживания туриста - желание вернуться. Да еще если убедить человека, что в июне цены будут ниже, море чище, пляжи пустые…
Национальная кухня занимает теперь в Крыму прочное положение, причем лидирует украинская кухня, инвестируемая зачастую деловыми людьми из Харькова, Донецка и других городов. Показательным является и то, что самый лучший крымскотатарский ресторан (Пушкино, Большая Алушта) создан москвичами. Разброс по ценовым категориям везде определяется рынком и хочется предостеречь государственных чиновников от попыток регулировать цены в кафе и ресторанах. Полезным будет лишь требование указывать на доске у входа цены на основные блюда, что многие из владельцев уже делают.
СезонностьПублика и ее настроение. В прошедшем сезоне все базы размещения и частный сектор, наконец, получили огромное число долгожданных москвичей. Выяснилось, что больше чем их было, принимать уже некуда. Или что-то надо придумывать с отдыхающими из Украины, Белоруссии и Молдовы.
Простая и неприятная истина - самые невыгодные из туристов украинские, а из украинских - симферопольцы.
Еще раз вернемся к роли Крыма, как гостиной, где гости общаются с нарядными и довольными собой хозяевами. Роль экзотических островов, где "природа чудесна, а люди бедны. И мы, немцы, чувствуем себя королями" (это из откровений одного немецкого туриста) никакой из туристических регионов Украины устраивать не может.
О симферопольцах в Алуште так рассказывают: "пришли в наше кафе, сели, выпили пиво, которое привезли из Симферополя, и бутылки с собой забрали". Кому такой клиент нужен?
Однако те же симферопольцы позволяют работать весь сезон несколько ночным клубам Алушты, которые свои афиши о вечеринках расклеивают на центральных улицах столицы Крыма.
Нужны все клиенты. И надо чтобы у всех клиентов были возможности отдыхать. На уровне Крыма - это ценовые льготы в определенные периоды года. Они есть в гостиницах и вообще в секторе размещения. Но должны быть и в музеях, и на экскурсионных объектах, спортивных сооружениях и прочем. И опять же об этих льготах должна быть общедоступная и бесплатная информация.
Развлечения. В Крыму теперь вполне развиты все простые способы расставаться с деньгами. Но для спорта и активных развлечений нужны государственные или хотя бы муниципальные усилия. С одной стороны, это привлечет на курорты средний класс, с другой создаст возможности для воспитания местной молодежи. Нынешнее поколение молодежи курортных регионов растет в исключительно нездоровой среде. Соблазнов много, а трудовая этика или смысл образования выглядят очень сомнительными. Возможности работы в качестве инструкторов в активных видах туризма - огромные во всех регионах Крыма.
Но все-таки, что выберет государство - растить для себя здоровую молодежь, развивая туризм, или лечить иностранных пенсионеров и инвалидов в санаториях?
В современном туризме развлекательные парки играют и важную просветительскую роль, раскрывая через простые эмоциональнкрывая через простые эмоциональнорок или аттракционов исторические события, характер знаменитых личностей и силуэты архитектурных достижений своих стран.
В этом плане отметить можно лишь несколько игровых автоматов симферопольской фирмы "Игросервис" на темы Гражданской войны. Возможности дизайнеров и инженеров этой фирмы показывают их огромный потенциал на примере ярких и достаточно больших замков, пирамид.
Но пора уже переходить к большим тематическим паркам развлечений на крымском историческом материале. Это могут быть и "Гагарин-парки" с космическими имитаторами, и "Нахимов-парки" с водными аттракционами, темы степных кочевников, амазонок (именно женщины наших степей были воительницами, а вовсе не выдуманная американцами гречанка Ксена), Великого шелкового пути и рыцарства - во все это можно весело играть, получая еще и важную информацию.
Деньги - очень серьезно продвинулась вся сфера банковских услуг, электронных переводов, пластиковых карточек. Хотя, конечно, в стороне от Симферополя и Южного берега могут быть сложности для людей современных, отвыкших носить большие суммы наличными. В целом, можно сказать, что у нас почти европейские возможности для электронных платежей.
Огромное психологическое значение имеет то, что человек решает расстаться с деньгами сверх своих ожиданий и планов, уже находясь в Крыму.
Под влиянием всего лишь хорошего настроения и импульсивного желания, гуляя по ночной набережной, турист просто делает пару шагов к банкомату или делает звонок, чтобы ему сделали электронный перевод.
Непрерывное расширение набора платных услуг, даже не требует в Крыму никаких особых рисков. От нас не требуется никаких открытий - просто следовать моде и решениям, уже опробованным в странах Средиземноморья или в Москве. Не обязательно теперь и рекламировать их за пределами Крыма, их оценят и оплатят на месте, даже не имея предварительных планов и предусмотренных денежных ресурсов.
Сувениры - рынки сувениров теперь успешно конкурируют с музеями, они в меру пошлые, в меру познавательные. Но почти никак не связаны с Крымом. То есть тема крымских сувениров почти не развита.
Относительно неплохо возродилось производство эфирных масел, причем в хорошей связи и с особенностями Крыма и с модой на всякие изотерические хитрости. Здесь хочется только предупредить, что европейская публика в своей массе имеет консервативное христианское воспитание и очень настороженно воспринимает наши увлечения восточными гороскопами, амулетами, общением с тонкими структурами.
Немец-католик или голландец-протестант с радостью купит православную иконку в память о посещении русской церкви. Но благовония для медитаций они все же привезут с собой из поездки в Тибет. Лаванду или розмарин для них достаточно продавать как травы, собранные в ближайших горах. Совсем не обязательно наделять их магической силой и усаживать под свежепостроенную пирамиду читать мантры. Проще надо быть и знать цену своей отечественной культуре.
Близкая ситуация и с винами. Точнее полный хаос. Теперь уже не только западные туристы, но и москвичи, и даже жители Донецка отлично знают вкус португальской мадеры и испанского хереса, французского шампанского и немецкого рислинга. Не надо рассказывать им, что крымские вина - лучшие в мире. В толстенных международных энциклопедиях виноделию стран бывшего Советского союза обычно отводится одна колонка, а "Массандре" - две-три строки.
Провал "Массандры" на аукционе Сотбис очень показателен. С одной стороны, массовая фальсификация вин, с другой стороны - нежелание лидеров крымского виноделия следить за модой на натуральные сухие вина, полное пренебрежение к тому, что "вино - продукт местности". Просто посмотрите на этикетки - портвейн Алушта идет с фотографией скал Симеиза. Скандал с фотографией "большой тройки", в том числе - Сталина, на этикетке Портвейна красного "Ливадия" - опять же показатель "погруженности" в советские стереотипы.
Крымские вина хороши уже тем, что они наши, местные. Туристы их все равно купят. Но вкус этих вин и желание купить с собой определит только увлекательный рассказ в дегустационном зале или на экскурсии. Винный туризм надо создавать в Крыму по мировым стандартам именно туризма, а не традиций советского централизованного виноделия, которые сейчас погружены в естественную агонию.

1. Общие положения
3. Региональные особенности

Долгосрочное планирование автотуризма и отдыха в палаточных городках


Игорь Русанов,
профессиональный отдыхающий.


Приглашаем обсудить наши материалы на ФОРУМЕ или в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ

Теперь Вы сможете легко найти у нас необходимые сведения по ключевым словам, вводя их в поисковую форму


Найти: на:

Главный редактор - Вячеслав ХАЧАТУРЯН
Адрес редакции: ул. Воровского, 24 (дк з-да им. Кирова),
г. Симферополь, АР Крым, Украина 95053
Редакция: тел/факс (0652) 291-795, тел. 54-58-94
E-mail: terra@pop.cris.net


<